Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

Мнѣ случалось иногда читать о бѣдствешюмъ положенін сѣверяпъ въ зависимости отъ крайне низкихъ заработныхъ цѣнъ, но я нахожу, что цѣны на трудь здѣсь вовсе пе такъ низки, и что съ другой стороны сравнительно не высоки н цѣны на предметы первой необходимое)и. Напротивъ того, во всемъ поморьѣ и па Еольскомъ полуостровѣ населеніе повиднмому со- всѣмъ незнакомо съ тѣмн печальными экономическими условіями внутреи- нихъ губерній, гдѣ крестьяне подчасъ вынуждены бываютъ цѣлыми обще- сѵвами довольствоваться поденною платой, напр., въ 10 коп. Правда, въ обпіирныхъ медвѣжьихъ углахъ нашего Сѣвера нѣтъ никакихъ заработков?, и люди ѣдятъ тамъ хлѣбъ на половипу съ сосновой корой, пользуясь лишь тЬмъ, что имъ удается промыслить въ окружающей природѣ, которая по счастью не вездѣ еще закрыта для нихъ безчисленными границами част- ныхъ собственностей. Но всѣ прибрежные жители очень хорошо знаютъ биржевую цѣну своего труда, а нѣкоторые и при хорошемъ заработкѣ про­ тивно брюзжатъ и говорят г., что они могли бы, лежа на боку, заработать больше. Можетъ быть я приведу необыкновенный нарадоксъ, если выражу мысль, что большая часть нашего Сѣвера въ настоящее время не бѣднѣе • разграбленнаго хищипческимъ хозяйствомъ юга, и что онъ страдаетъ не столько недостаткомъ природпыхъ богатствъ, сколько забытостыо и отсут- ствіемъ путей сообщенія и культуры^ но въ оправдаиіе такого взгляда я могу указать на сосѣднюю Финляндію. § 8. Водораздѣлъ Бѣлаго моря и Сѣвернаго Ледовитаго океана. 11 іюля вечеромъ мы прибыли къ Пельмесозеру. Берега его изрѣз губами и въ восточной сторопѣ отъ него видно нѣсколько тундрицъ, между которыми находится и Найдверъ-уайвенчъ. ' Впадающая въ это озеро рѣка Сойменъ-іогъ шириною саж. 15. Весною вода поднимается въ ней аршина на 7 2, при чемъ немного разливается по лѣсу. Глубина рѣки при межен- немъ уровнѣ 0 , 5 о саж. Н а переходѣ отъ Пельмесозера до Еолозера мы закончили свою ниве­ лировку, по которой высота водораздѣла между Бѣлымъ моремъ и Сѣвер- нымъ океаномъ на нашемъ пути опредѣлиласъ въ 68,50 саж. Е ъ сѣверу отъ Еолозера возвышаются тундры Ііуада-вайвенчъ, кото- рыя тянутся по западному берегу Мурдозера, а на полпути къ Пуловеру столпились группы варакъ, составляющихъ звено между Еуада-вайвенчъ и Маасельгой. На сколько можно было разсмотрѣтъ съ высоты, находящейся въ полуверстѣ отъ дороги, на OSO и на NNO тянутся пониженный мѣст- ности, а самый хребетъ Маасельга состоитъ изъ системы варакъ и сѣдловинъ. Р ѣ к а Е о л а течетъ изъ Пулозера порогомъ при ширинѣ водяной струи саж. 7 и ширинѣ каменнаго ложа саж. 2 5— ВО. Весною вода поднимается на 1— 2 арш. Тайбола между ІІулозеромъ и Мѵрдозеромъ весьма живописна. Мѣстность здѣсь гористая и сплошь покрыта рѣдкимъ сосновымъ лѣсомъ . съ подстилкою изъ чистаго ягеля. Ягельный коверъ этотъ при извѣстноыъ освѣщеніи мѣстами настолько нѣженъ и красивъ, что могъ бы, кажется, послужить иотивомъ для матеріи на дамское бальное платье. j Рѣка Еола и озера этой мѣстности, особенно Мурдозеро, чрезвычайно живописны. У впаденія въ него рѣки, по моему мнѣнію, слѣдуетъ съ осу- ществленіемъ желѣзной дороги непремѣнно выстроить гостиницу для тури-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz