Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

ность в этом направлении, а вместе с тем Мурманская железная дорога сможет организовать холодные склады и холодный тран­ спорт рыбы в Петроград и другие центры. Кроме трески вылавливается навага, палтус, семга и мог бы быть широко развит акулий промысел. Порой море кишит аку­ лами и улов их мог бы дать значительное количество жира и мяса, а шкуры пошли бы на выделку превосходной шагрени. К этому надо добавить, что на Северном Океане до 2 ты­ сяч человек было занято добычей морского зверя, но в то время как русских судов было 6—-10, в горле Белого Моря скоплялось до 60—90 норвежских судов, промышлявших морского зверя. Развитие промыслового флота изменит это положение. Леса. К району Мурманской железной дороги тяготеет лесная площадь до 11 миллионов десятин, которая может быть вовле­ чена дорогой в мировой оборот. Большая часть этих лесов об­ следована и устроена. В противоположность Архангельской губернии, в лесах, тяготеющих к Мурманской железной дороге, преобладает сосна, и 80% -этих сосновых насаждений принадлежит к товарному лесу. Средний запас насаждений можно принять в 20 куб. саж. на десятину, а средний возраст лесов около 180—200 лет. При таком запасе древесины ежегодный прирост составляет до миллиона кубических саженей, и использование его дало бы ценность до 150 миллионов золотых рублей. Конечно, не вся эта площадь могла бы быть немедленно во­ влечена в оборот, так как для этого понадобился бы приток ра- 'бочей силы и соответственное улучшение сплавных путей; по прежним планам лесного ведомства намечалась немедленная раз­ работка 1.600.000 десятин леса к северу от Петрозаводска1). Разработка леса, конечно, могла бы не ограничиться одной рубкой и вывозкой, а связаться с распиловкой, переработкой на целлюлозу, на химическую перегонку и проч., и наличие водной энергии в крае чрезвычайно облегчило бы эту переработку, а равно механизацию лесных разработок. Можно привести здесь характерные цифры, что в то время как в Олонецко-Мурманском крае при 11 милл. десятин работало всего около 20 лесопильных заводов, в Германии на 14 милл. десятин лесной площади было (95—97 г.г.) 10.699 лесопильных заводов и 148.927 древообделнвающих фабрик, а в шести про­ винциях Швеции, лежащих к Северу от 60-й параллели, с лес- ]) З а п и с к а „Очередные з а д а ч и к азен н о го лесного У п р ав л ен и я после войны ", стр. 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz