Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

— 6 — Мурманском берегу и на Белом море, обширнейшие оленьи пастбища, белый уголь. Мурманская железная дорога, прорезы- вающая этот край как центральная магистраль, связывает выход к Северному океану с Балтийским и Белым морями. Если доба­ вить к этому близость Петрограда, то сразу же становится оче­ видным, какое значение эти богатства придают Мурманской до­ роге и как их ценность для Государства увеличивается налич­ ностью этой магистрали. Рассмотрим же это более детально. Рыбные промыслы. Мурманские воды, как свидетельствуют все обследования, относятся к местам лучших в мире рыболовных промыслов; стаи трески появляются здесь площадью более 70 верст в длину и ширину. Но до сих пор, вследствие отсутствия железной дороги и непринятия других мероприятий к развитию промыслов, улов рыбы был ничтожен, но и в 1913 году на Мурманском берегу русскими было выловлено всего лишь 530.000 пуд. трески, между тем, как в этом же году из Норвегии было ввезено в Архан­ гельский порт этого товара более 1.700.000 пуд. *). На Беломор­ ском берегу в 13 году было выловлено 192.000 пуд. сельдей, а одновременно ввоз сельдей из Норвегии в Архангельск был более 576.000 пудов, а стоимость всего импорта заграничной сельди выразилась в сумме свыше 24 миллионов рублей. Какое возможное богатство заключается в Мурманских во­ дах, можно видеть из сопоставления: улов в Немецком море выражается в среднем за год в 70 миллионов пудов, а в Мур­ манских водах могло бы вылавливаться в 5—7 раз более. Виной нашему ничтожному развитию промыслов является крайняя трудность их обслуживания до проведения Мурманской желез­ ной дороги, полное неблагоустройство рыбачьих становищ и допо­ топный рыболовный флот. В то время, как в декабре—январе от улова мы вынуждены были отказаться, вследствие неимения при­ годных судов, в 11 году в эти же месяца можно было насчитать в Мурманских водах до 60 английских траллеров 2). С проведе­ нием Мурманской железной дороги становится возможным бла­ гоустройство рыбачьих поселков и устранение тех условий, кото­ рые мешали механизации рыболовного флота, как отсутствие починочных мастерских, недостаток мотористов, материала и инструментов. Можно немедленно начать планомерную деятель- О Ж и л п н с к и й . Морские пр омы слы Белого моря п Л едовитого о к еан а. Прг., 1917 г. В. Р у б инский. К о л о н и зац и о н ны е з а д а ч и в рай о н е Мурманской ж. д. Б л аго в ещ ен ск , 1917 г., стр. 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz