Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

отъ 22 ноня до 15 августа . 1895 г. 247 этомъ суднополучило такое двнженіе, что одинъизъ канатовъ на его носу лопнулъ; вообще же сиускъ произошелъ насколько плавно, что лучшаго не могъ бы поже­ лать ни одинъ судостроитель. Мы прпкрѣнили корму къ краютвердаго льда при помощи особыхъ якорей, незадолго до того изготовленныхъ для этой цѣли нашимъ ку'знецомъ. Скотъ-Гансенъ и Петерсенъ едва не приняли, однако, при этомъ холодной ванны. Заложивъ мину подъ льдиной, они поместились на лодкѣ назади ея, чтобы поджечьфитиль. Ког’да льдина треснула, «Фрамъ» сѣлъ въ воду и остатокъ льдины, освободившись отъ тяжести въ 600 тоннъ, перевернулся, то сидѣвшіе въ лодкѣ оказались среди оиаснаго водоворотаизъ волнъ и ледяныхъ обломковъ. На лица ихъ, а въ особенности на лицо Петерсена, стоило посмотрѣть, въ то время какъ ихъ лодка вертѣлась въ этомъ дьявольскомъ котлѣ. Судно имѣло теперь легкій наклонъ на правый бокъ и сидѣло значительно легче, чѣмъ прежде, такъ что на правомъ борту освободились отъ льда три дубовыхъ планки, а на лѣвомъ н того больше. Насколько можно было видѣть, корпусъ судна нисколько не пострадалъ ни отъ многократныхъ и сильныхъ ледяныхъ напоровъ, которые имъ были испытаны, ни отъ педавняго своего спуска. Единственный недостатокъ заклю­ чался въ томъ, что оно постоянно давалотечь, такъ что часто приходилось пускать въ дѣло насосу. На нѣкоторое время оно стало, правда, почти непроницаемо, и мы было подумали, что мѣсто течи находится надъ поверхностью воды, но вскорѣ прищ- лось убѣдиться въ нашемъ заблужденіи, такъ какъ судно начало втягивать въ себя воду еще больше, чѣмъ прежде. Вообще же судно лежало теперь очень хорошо, лѣвымъ бортомъ къ ровному и довольно низкому краю льда, а правымъ къ открытому каналу. ІІослѣдній вскорѣ закрылся; осталось только узкое отверстіе приблизительно въ 200 метровъ длины и 180 метровъ ширины. Я желалъ только, чтобы скорѣе наступила зима и чтобы судно примерзло въ настоящемъ благопріятномъ положеніи. Но покуда еще былослиш- комъ рано, да притомъ во льду происходили еще значительный давленія. Намъ предстояло еще не мало борьбы, прежде чѣмъ «Фрамъ» заляжетъ въ своей зимней гавани. Нашъ дрейфъ во вторую половину іюня и большую часть іюля былъ въ общемъ удовлетворителенъ. Я привожу здѣсь слѣдующія наблюденія: Мѣсядъ. Число. Широта. Долгота. Направленіе вѣтра. іюнь 22 84° 32' 80° 58' С » 27 84° 44' 80° 35' С къ В » 29 84° 33' 79" 50' ВСВ ІІОЛЬ 5 84° 48' 75° 3' ЮВ » 7 84° 48' 74° 7' зюз » 12 8 4» 4 1 ' 76° 20' зюз » 22 84" 36' 72° 56' ССЗ » 27 84° 29' 73° 49' ЮЗ къ Ю » 31 84° 27' - ■ 76° 10' ЮЗ августъ 8 84° 38' 77° 36' сз t » 22 84° 9' 78° 47' юз » 25 84° 17' 7 go 2 ' В къ С сентябрь 2 84° 47' ■ 77° 17' ЮВ » 6 84° 43' 79° 52' юз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz