Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

2 4 6 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКТі НОЧИ бы подхваченная внхремъ, такъ что каждую минуту можно было ожидать гибели всей нашей мастерской. Скотъ-Гансенъ и Венсенъ, предполагавшіе какъ разъ въ это время совершить прогулку на парусахъ, рѣшились заняться переноской кузницы и всѣхъ ея принадлежностей на глыбу, на которой лежалъ «Фрамъ». Они взяли на подмогу двухъ людей и съ большими усиліями имъ удалось перенести вещи въ без­ опасное мѣсто. Въ то же время и вода вокругъ судна пришла въ сильное движеніе. «Фрамъ» поворачивался со всею глыбой, такъ чтоносъ его обращался иногда къ юго- западу вмѣсто сѣверо-востока. Весь экипажъ былъ занятъ переноской на судно пред- метовъ, оставленныхъ на льду, что и удалось выполнить, несмотря на всю труд­ ность и опасность работы, при рѣзкомъ вѣтрѣ и сильномъ движеніи и сталкиваніи льдинъ. Глыбу съ развалинами кузницы медленноунесло въ томъ же наиравленіиг какъ и Большой холмъ, и она долгое время служила намъ вродѣ бакена. Издали она дѣйствительно имѣла такой видъ, такъ какъ вершина ея была увѣнчаиа черньшъ колпакомъ,—громаднымъ желѣзнымъ котломъ, лежавшемъ кверху дномъ. Ііотелъ этотъ принадлежалъ первоначально Тронтгейму и попалъ на судно въ Хабаровѣ вмѣстѣ съ собаками, для которыхъ въ немъ варилась пища во время путешествія Троитгейма по Сибири. Мы сохраняли въ немъ сало и другой провіантъ для собакъ. Въ про- долженіи долгойего службы ржавчина проѣла его дно; поэтому мы его забраковали и бросили на ледяной холмъ около кузницы. Быть можетъ онъ и теперь плаваетъ въ видѣ бакена по полярному морю, если только его не нашла на восточномъ берегу Гренландіи какая-нибудь эскимоска и онъ не постуиилъ въ ея собственность. Когда солнце и теплая погода стали оказывать вліяніе на поверхность льда и снѣга, судно начало съ каждымъ днемъ подыматься выше на своемъ ложѣ, такъ что къ 23 іюля вышли наружу вдоль лѣваго борта уже ЗУг планки ледяной обшивки, а вдоль праваго 10. Вечеромъ, 8 августа наша льдина треснула у лѣваго борта, и «Фрамъ» измѣнилъ свой наклонъ отъ 7° на лѣвую сторону до 1Ѵ2° на правую, вслѣдствіе чего вышло наружу еще большее число планокъ обшивки. Я опасался, что уменьшенная льдина, на которой мы теперь лежали, можетъ быть загнана въ каналъ, въ случаѣ если ледъ еще болѣе разрыхлится, и поэтому приказалъ штур­ ману прикрѣпить судно къ главной льдинѣ, гдѣ еще лежали многочисленные наши пожитки. Приказаніе это однако не было выполнено достаточно быстро, и когда я, спустя полчаса вышелъ на палубу, «Фрамъ» уже подвигался внизъ по каналу. Тот- часъ же на палубу былъ вызванъ весь экипажъ и соединенными силами намъ уда­ лось снова придвинуть суднокъ большой льдинѣ и укрѣпить его тамъ. Такъ какъ намъ хотѣлось совершенно освободить«Фрамъ» изъ его ледяной постели, то я рѣшилъ сдѣлать попытку къ освобожденію его посредствомъ взрыва. На слѣдующій день, 2-го августа, въ 7 1/ г часовъ вечера, мы подожгли поэтому мину съ тремя приблизительно килограммами пороха, заложенную нами въ двухъ метрахъ разстоянія отъ кормы подъ льдиной. Когда мину взорвало, судно получило сильный толчокъ, но ледъ оказался, повидимому, въ цѣлости. Послѣэтого возникъ оживленный споръ насчетъ взрыва. Большинство раздѣляло взглядъ, что мина была недостаточно сильна; одинъ увѣрялъ даже, что надо было^употребить 20 или 25 килогр. пороха. Но пока шли споры, льдина внезапно треснула. Изъ.отверстій по­ казались крупные обломки льда, «Фрамъ» получилъ подъ кормою сильный толчекъ, поднялся напереди, сталъ тяжело переваливаться, какъ будто желая сбросить съ себя ледяныя оковы, п затѣмъ опустился въ воду съ сильнымъ плескомъ. При

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz