Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

2 3 6 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И ВО МРАКѢ НОЧИ которыя были навалены ледяныя глыбы. Сверху былъ набросанъ слой снѣга, такъ что все это замерзло въ одну сплошную массу. Первой и самой важной работой, которой намъ предстояло заняться, было уда- леніе части высокаго ледянаго хребта, находившагося съ лѣвой стороны и угрожав­ шего, какъ мнѣ казалосв, при новомъ напорѣ лвдовъ втиснуть судно внизъ, вмѣсто того, чтобы поднять его вверхъ. За работу принялся 19 марта весь экипажъ. Въ нашемъ распоряженіи было пять саней съ ящиками; при каждыхъ саняхъ работало по два человѣка. Одновременно на встрѣчу другъ другу работали двѣпартіи, каждая при однихъ саняхъ, впереди и двѣ партіи позади, тогда какъ пятая партія изъ двухъ людейи однихъ саней вырубала проходъ въ 4 метра шириной прямо противъ середины судна. Слой льда, который такимъ образомъ былъ удаленъ вдоль всего судна, достигалъ высоты двойного человѣческаго роста, за исключеніемъ средняго прохода, откуда ледъ былъ снята уже раньше приблизительно на глубину 3 метровъ, частью изъ опасенія ледянаго давленія противъ этой самой низкой части корпуса судна, частью чтобыосвободить лѣстницу, по которой собаки могли бы сходить и входить па судно. Скалываніе льда было начато 19 марта и окончено 27-го. Весь ледяной хребетъ вдоль лѣваго борта былъ снесенъ настолько, что снаружи были видны 242 планки ледяной обшивки судна. Во все время этой работы стояла холод­ ная погода; морозъ доходилъдо 38° и 40° Ц. Тѣмъ не менѣе, дѣло шло хорошо и успѣшно только Гансенъ отморозилъ себѣ большой палецъ на ногѣ. Такъ какъ отъѣздъ д-ра Нансена и Іогансена давалъ возможность распредѣлить помѣщенія болѣе подходящимъ образомъ, то я перебрался въ каюту Нансена уложивъ предварительно оставленный имъ вещи въ сундуки и прпказавъ вынести ихъ въ переднее помѣщеніе. Штурманъ Якобсенъ, помѣщавшійся до сихъ поръ вмѣстѣ съ четырьмя другими людьми экипажа въ большой каютѣ на лѣвомъ борту, получилъ, въ свое распоряженіе мою каюту, а въ каютѣ на правомъ борту, гдѣ спали четыре человѣка, остались всего трое. Рабочая комната была возстаповлена и приведена въ свой прежній видъ. Тамъ въ теченіе зимы разбились стеклянные цилиндры нефтяной печи; -Амундсенъ замѣнилъ ихъ жестяными трубками, а въ окошкахъ укрѣпилъ пла­ стинки изъ слюды. Когда печка такимъ образомъ была приведена въ порядокъ, рабочій кабинета сдѣлался самой оживленной и уютной комнатой на всемъ суднѣ. Послѣ всѣхъ этихъ работа, нашею первой заботой было обезпечить себѣ удобный и надлежащій доступъ къ судну. Съ этою цѣлыо мы соорудили крѣпкую лѣстницу, состоявшую изъ двухъ тесинъ, между которыми и были набиты доски отъ ящиковъ съ провіантомъ, а вмѣсто перилъ служшгь каната. Послѣ этого мы принялись за приготовленія къ санному путешествію на югъ, на случай (правда, представлявшейся всѣмъ намъ довольно невѣроятнымъ), еслинамъ придется оставить «Фрамъ». Мы строили сани и каяки, шили мѣшкидля провизіи, отбирали провіантъ и другія необходпмыя вещп, взвѣшивали ихъ и т. д. На эту работу пошло ие мало времени. Мы должны были заготовить также побольшелыжъ, заиасъ которыхъ у насъ былъ весьма скуденъ. Нужно было имѣть по крайней мѣрѣ по одной парѣ крѣпкихъ, хоропшхъ лыжъ на человѣка. Но откуда взять необходимый матеріалъ? На судиѣ не имѣлось болѣе дерева пригоднаго для изготовления лыжъ. Правда, у насъ былъ большой дубовый обрубокъ, но мы не имѣли орудій, при по­ мощи которыхъ можно бы было его распилить, маленькія же пилки были недоста­ точны для этой цѣли. Находясь въ затрудпительиомъ положеніи, мы обратились къ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz