Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

о т ъ 15 марта до 22 гоня 1895 г. 237 употреблявшей для распилки льда, пилѣ, надѣлавъ на ней другіе зубцы. Бентсенъ же придѣлалъ къ ней рукоятки, и когда она была готова, Могстадтъ и Генриксенъ принялись пилить ею дубовую балку. Сначала работа шла медленно, такъ какъ много времени уходило на оттачиваніе и выправку пилы, но мало-по-малу, дѣлоналадилось, и къ 6 апрѣля балка была распилена на шесть наръ хорошихъ планокъ, дредна- значённыхъ для изготовленія лыжъ и положенныхъ на время для просушки въ са- лонъ. Такъ какъ я считаю канадскія лыжи лучше норвежскихъ, особенно когда при­ ходится тащить тяжело нагруженныя сапи по такой шероховатой и неровной поверх­ ности, какъ полярный ледъ, то я распорядился, чтобы Могстадтъ изготовилъ десять паръ канадскихъ лыжъ изъ дерева гикори, запасъ котораго находился на суднѣ. Вмѣсто сѣтки изъ оленьей кожи мы натянули надъ рамой парусину; она служить для той же цѣли, по имѣетъ то преимущество, что ее легче чинить. Мы часто на лы­ жахъ предпринимали прогулки, въ особености Скотъ-Гансенъ и я. Во время одной изъ такихъ прогулокъ, въ которой насъ сопровождали Амундсенъ, ГІордаль и Петер- сенъ, мы нашли, въ 6 километрахъ къ западу отъ судна, большой ледяной холмъ, который мы назвали, вслѣдствіе сходства его съ островомъ, недалеко отъ берега Гельгеланда, «Ловунденъ». Холмъ имѣлъ покатые склоны, весьма пригодные для бѣга на лыжахъ, и мы съ удовольствіемъ на немъ упражнялись. Къ первому мая были готовы лыжи, назначенный для ежедневнаго употребленія, и я распорядился, чтобы съ этого времени ежедневно, если погода хороша, весь экипажъ упражнялся въ бѣгѣ на лыжахъ отъ 11 до 1 часа. Эти экскурсіи доставляли всѣмъ большое удовольствіе и въ то же время былп необходимы не только потому, что давали возможность движенія на свѣжемъ воздухѣ, но также и тѣмъ, что развивали достаточную степень ловкости, у менѣе привычныхъ ходоковъ и тѣмъ подготовляли ихъ на случай, если придется оставить « Фрамъ ». Пока мы откапывали «Фрамъ», во льду замѣчались болыпія перемѣны. Въ двадцати метрахъ отъ судна открылся новый каналъ, параллельно старому, между нами и депо; кромѣ того, во всѣхъ направленіяхъ открывались трещины различной величины. Нѣсколько позже, между 11 апрѣля и 9 мая, наступили значительный движенія, сопровождавшіяся болѣе или менѣе сильными давленіями въ каналахъ вокругъ судна. Вечеромъ 11 апрѣля Скотъ-Гансенъ и я предприняли прогулку на лыжахъ къ сѣверо-востоку вдоль новаго канала между судномъи депо. Когда мы возвращались назадъ, ледъ сталъ напирать въ каналѣ и намъ удалось наблюдать это явленіе такъ, какъ никогда прежде. Сначала тамъ была совсѣмъ узкая трещина, направлявшаяся параллельно главному каналу, покрытому льдомъ приблизительно въ 2/з метра толщины. Затѣмъ по ту сторону трещины и параллельно ей открылась другая болѣе значительная. Во время послѣдовавшаго затѣмъ напора края канала ударялись съ такою силою одинъ о другой, что ледъ опускался внизъ и мы видѣли его на 5'/а—7 метровъ въ водѣ. Вновь образовавшійся морскойледъ удивительно эластиченъ и способенъ значительно изгибаться, не ломаясь. Въ другомъ мѣстѣ мы видѣли, какъ новый ледъ, не трескаясь, выгибался болыпиии волнообразными воз­ вышенностями. 5 -го мая, благодаря напору льда, закрылся каналъ, находившийся позадисудна, а вмѣсто него вдоль лѣваго борта, приблизительно въ разстояніи 100 метровъ, по­ явилась трещина, почти параллельная судну. Такимъ образомъ, судно находилось теперь въ иномъ положеніи, чѣмъ ранѣе: именно, «Фрамъ» не былъ больше въ со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz