Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Уже 26 февраля д-ръ Нансеиъ оффиціально сообщилъ экипажу, что по оста­ влены судна начальство надъ экспедиціей переходить ко мнѣ, а вторымъ послѣ меня долженъ быть лейтенантъ Скотъ-Гансенъ. При своемъ отъѣздѣ Нансенъ вручилъ мнѣ письмо съ инструкціями, уже приведенными раньше въ этомъ томѣ. 14 марта, въ 1142 часовъ утра, д-ръ Нансенъ и Іогансенъ оставили «Фрамъа и отправились въ свое санное путешествіе. Мы провожали ихъ поднятіемъ флага, вымпела и пушечнымъ салютомъ. Скотъ-Гансеиъ, Генриксенъ и Петерсенъ сопро­ вождали ихъ до первой стоянки, на разстояніи около 13 километровъ отъ судна, и вернулись на слѣдующій день въ 2 7 а часа пополудни. Ео в^емени^отъѣзда санной экспедиціи «Фрамъ» находился на 84°4' сѣв. піир. и 102° вое. дол. Положеніе его вкратцѣ было таково: судно было сковано льдомъ, толщиною приблизительно въ 8 метровъ, было слегка наклонено вправо и имѣло подъ килемъ слой льда толщиной болѣе метра. По правую сторону отъ судна былъ нагроможденъ ледяной хребетъ, простиравшійся во всю длину судна отъ Ю.-Ю.-В. къ С.-С.-З. и достигавшій назади почти высоты релинга полупалубы, а къ востоку нѣсколько отступившій отъ судна. Въ разстояніи приблизительно 150 метровъ къ сѣверозападу отъ послѣдняго тянулся въ направлеиіи отъ юга къ сѣверу, длинный, доволььо широкій ледяной холмъ, названный, нами «Большой холмъ», достигавшій мѣстами 7 метровъ высоты. Поорединѣ между «Фрамомъ» и «Болыиимъ холмомъ» находился широкій, вновь образовавшийся открытый каналъ, около 50 метровъ ши­ рины, тогда какъ поперекъ,. передъ носомъ судна, въ разстояніи 50 метровъ отъ него, находился старый каналъ, закрывшійся вслѣдствіе давленія льда, но вновь открывшійся позднею весною. На Болыиомъ холмѣ, образовавшемся во время сильнаго давлеиія 27 января 1894 г., мы устроили наше складочное мѣсто, именно на стороиѣ его, обращенной къ судну. Складъ состоялъ изъ снесениыхъ сюда жестяныхъ ящиковъ съ провіантомъ и другими необходимыми предметами и представляло изъ себя шесть или семь не- болыиихъ кучъ, нрикрытыхъ парусиной. На полпути между судномъ и Болыиимъ холмомъ стояла керосиновая шлюпка, которую намъ пришлось оттащить нѣсколько дальше, когда какъ разъ въ этомъ мѣстѣ открылась новая трещина. Наконецъ, тутъ же была наша кузница. Крыша ея была сдѣлана изъ нѣсколькихъ тесинъ, на О т ъ 15 ж ар та д о 2 2 іюня 1 8 9 5 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz