Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

10 СРЕДИ ЛЬДОВЪ И в о МРАК'В НОЧИ Фрамъ былъ построенъ не съ тѣмъ, чтобыпоражать скоростью и пригодностью къ плаванію подъ парусами, а чтобы давать прежде всего безопасное и теплое убѣ- жище во время нахожденія среди льдовъ. Я желалъ имѣть по возможности маленькое судно и полагалъ, что судно въ 170 регистровыхъ тоннъ будетъ имѣть достаточную вмѣстимость. Но «Фрамъ» по- лучилъ значительно болыпіе размѣры: онъ имѣлъ брутто 402 регистровыхъ тонны и вмѣстимость нетто въ 307 тоннъ '). Мнѣ нужно было также судно покороче, чтобы ему было легче пробираться между льдинами; большая длина, кромѣ того, является недостаткомъ при напорѣ льдовъ. Но чтобы судно, нмѣющее въ то же время сильно выдающіеся бока, сохранило необходимую вмѣстимость, оно должно имѣть большую ширину, и, дѣйствительно, ширина у Фрама составляла приблизи­ тельно треть длины. Ііорпусъ корабля получилъ округленный, полныя формы; носъ, корма и к и л ь - все было закруглено, чтобы ледъ нигдѣ не могъ найти достаточно удобнаго мѣста для нападенія. Съ этой же цѣлью киль былъ настолько врѣзанъ въ корпусъ судна, что выдавался наружу лишь на 7 сантиметровъ, причемъ края его были закруглены. Цѣль заключалась въ томъ, чтобы судно, будучи гладкимъ, какъ угорь, выскальзы­ вало изъ объятій льда. Корпусъ получилъ спереди и сзади по острому штевню. Обоимъ концамъ была придана особенная крѣпость. Носъ сдѣланъ изъ трехъ тяжелыхъ, крѣпкихъ, дубо- выхъ балокъ, расположенныхъ одна подъ другою съ совокупной толщиной въ 1,25 м.; внутрь отъ нихъ шли солидные угольные шпангоуты изъ дубоваго дерева и желѣза, имѣющіе своимъ назначеніемъ соединять бока судна, а отъ нихъ идутъ въ свою очередькницы къ бимсамъ палубы 2). Снаружи отъ носа, на передней его сторонѣ, прикрѣпленъ желѣзный штевень, на наружной сторонѣ котораго находятся желѣзныя шины, направляющіяся поперекъ носа и на каждой сторонѣ немного назадъ, какъ это обычнона промысловыхъ судахъ. Задняя часть судна получила особую, свое­ образную конструкцію, такъ какъ по обѣимъ сторонамъ отъ носового и винтового штевней, имѣющихъ каждый толщину въ 65 сант., положенопо тяжелой дубовой кормовой балкѣ, повторяющей изгибъ кормыдо верхней палубы, такъ что до извѣстной степени получается двойной аррьеръ-штевень (т.-е. задній, кормовой штевень). На наружной сторонѣ послѣдняго шла обшивка изъ досокъ, которая, въ свою очередь, защищена снаружи, на заднемъ концѣ судва, тяжелыми желѣзными пластинами. Между двумя названными балками на заднемъ концѣ судна находится по тун­ нелю для винта и руля; по этимъ туннелямъ оба они могутъ быть подняты на палубу. Такое приспособленіе для винта имѣетъ примѣненіе на всѣхъ промысловыхъ судахъ, въ тѣхъ цѣляхъ, чтобы въ случаѣ поврежденія винта напоромъ льдовъ, его легко можно было замѣнить новымъ; но по отношенію къ рулю такого приспособле- нія тамъ не имѣется. Въ то время какъ мы съ нашимъ небольшимъ экипажемъ и при помощи шпиля (ворота) могли въ нѣсколько минутъ поднять на палубу руль въ случаѣ внезапнаго напора льда и т. п., на промысловомъ суднѣ, какъ мнѣ при*) Регистровая тонна = 2240 англ. фунтамъ. ^Угольные шпангоуты = бортовыя ребра корпуса судна. Книда есть уголыіикъ для скрѣпленія двухъ первендикулярныхъ брусьевъ, а бимсъ — балка, идуідая отъ борта до борта, лоперекъ судна и поддерживающая палубу. Штевень — вертикальный брусъ, образукщій носъ судна или нижнюю часть кормы. Прим. Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz