Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

ПРИГОТОВЛЕНІЯ 11 ходилось наблюдать, для того же самаго требовалось участіе до 60 человѣкъ въ нродолженіе нѣсколькихъ часовъ, а иногда и цѣлаго дня. Вообще, кормапредстав- ляетъ Ахиллесову пяту для судна, предназначенная къ плаванію въ полярныхъ водахъ. Этой части ледъ скорѣе всего можетъ причинить вредъ, раздробивъ, напри- мѣръ, руль. Чтобы защитить руль, онъ былъ помѣщенъ, сверхъ того, такъ глу­ боко, что его снаружи вовсе не было видно надъ водой. Когдальдина наталкивалась сзади на судно, она встрѣчала крѣпкій штевень и только съ трудомъ могла достиг­ нуть самаго руля. Несмотря на сильную работу винта, намъ не приходилось за него бояться. Сдѣлано было, само собой разумѣется, все возможное, чтобы придать бокамъ судна крѣпость. Шпангоуты были изъ отборнаго итальянскаго дуба, предназначав­ шегося первоначально для норвежскаго флота и пролежавшаго 30 лѣтъ подъ кры­ шей въ складѣ (въ Христіаніи). Это все былъ крупный кривой лѣсъ 25—28сант. толщины. Шпангоуты были расположены въ два ряда, плотно приложенныхъ одинъ къ другому и связанныхъ болтами, изъ коихъ нѣкоторые были заклепаны. Надъ каждьшъ швомъ были проложены ленты изъ толстаго листового желѣза. Онѣ имѣли ширину приблизительно въ 56 сант. и были размѣщепы тѣсно между собою,съ промежуткомъ всего въ 3 — 4 сант., при чемъ послѣдній шовъ отъ киля и нѣ- сколько выше уровня воды былъ выполненъ смѣсью опилокъ и смолы, чтобы судно до извѣстной степени сохранило водонепроницаемость даже въ томъ случаѣ, если бы льды протерли его наружную обшивку. Снаружи на шпангоуты были положены три слоя досокъ. Внутренній слой— изъ дуба, толщиной въ 7,5 сант., былъ крѣпко прибитъ гвоздями и плотно прила- женъ; за нимъ шла вторая дубовая обшивка толщиною въ 10 сант., скрѣпленная и прилаженная помощью проходящихъ насквозь болтовъ; съ наружной стороны ея на­ ложена, наконецъ, «ледяная» обшивка изъ мыльнаго дерева (greenheart) *), доходя­ щая, какъ и другія двѣ, до киля. На уровнѣ воды она имѣла толщину въ 15 сант., а къ основанію была до 7,5 сант. Прикрѣплена она гвоздями и болтами съ крюч­ ками, не проходящими насквозь, такъ что ледъ могъ содрать всю ледяную обо­ лочку, не причинивъ этимъ дальнѣйшаго вреда корпусу судна. Обшивка шпангоутовъ съ внутренней стороны состоитъ изъ планокъ смолистой сосны (pitchpine), частью въ 10, частью въ 20 сант. толщины; эту обшивку р а раза хорошо проконопатили. Бока судна въ общемъ имѣли толщину въ 70—80 сант. и состояли изъ со­ лидной, водонепроницаемой древесной массы. Понятно, что такіе бока при изогнутой формѣуже сами по себѣ могли оказывать значительное сопротивленіе льду. Для большего усиленія внутреннія стороны боковъ были всевозможным, образомъ под­ перты, и судно выглядѣло извнутри какъ паутина изъ балокъ, подпорокъ и распо- рокъ. Во-первыхъ, имѣлись два слоя балокъ, верхней и средней палубы, по большей части изъ тяжелаго дубоваго лѣса, а частью изъ смолистой сосны; всѣ эти балки были соединены, кромѣ того, между собой и съ боками судна многочисленными подпор­ ками. Способъ ихъ прикрѣпленія можно видѣть на помѣщенныхъ здѣсь чертежахъ. Кницы упирались въ бока судна насколько возможно подъ прямымъ угломъ, способ­ ствуя тѣмъ большему сопротивление давленіямъ снаружи и распредѣленію ихъ на г) Мыльное дерево (greenheart) — очень скользко въ водѣ, почему его и употребляютъ для наружной обшивки судовъ полярнаго плаванія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz