Рахманинов Е. Возникновение Мурманского Порта // Вестник Мурмана. - 1924. - № 23. - С. 1-2.

Ц е н а и Л е н и н г p a n е: Отдельны;: помер 3 5 к. П о лпме кг: На. 1 месяц і р. 3 0 к. ТА 3 5 0 ВЕСТНИК МУРМАНА 25------------------- щ ■Ценя в н е Л е н и н г р а д а : Отдельный номер 3 5 к П о д п и с к а : На 1 меся» . I р. 3 0 к „ 3 „ . 3 р. 5 0 „ ііи орган Ж.Д. и А.К.С,С.Р. Ц е н а о б ъ я в л е н и й : 2 , Істраницу 5 0 р. „ ! . 3 0 . , 14 . 20 . Ой утере локумента'Ю к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. Ж РЕДАКЦИЯ И КОНТОРА: Ленинград. Правление Мурманской ж. д. Литовская ул., № 44, 6. Селект, 6-й этаж. Телефоны: через коммутатор Мурманской ж. п.. № 94. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: 1) Ленинград. Проспект 25-го Октября N° 88 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 2) Москва. Коммерч. Агентство Мурманской ж.д. Неглинный проезд 3\» 7 (б. ІІачсаж Солодовникова). пом. 29 / 30 . 3) Петрозаводск. Карпглитпросает. Ц е н а о б ъ я в л е н и й : За 1 стран. . . . 5 0 р. , '/» * . 3 0 „ '!* , - . 20 „ Об утере документа 10 к. В червонном исчислении. М-------------- К № 23 (75). I 9-го июня 1924 г. № 23 (75). Возникновение ДОурманекого порта. Нынешним летом исполнилось ровно 3 0 лет со дня зарождения идеи о создании Мурманского порта. Это было в 1 S 9 4 году. Как свидетельствует о том Витте в своих „Мемуар ­ ных з ам е т к а х " , инициатива в атом деле принадлежит Александру III, чувствовавшему особое влечение к па- т е м у северу. Еще в бы’п ю п ь последнего наследии ко» случайно основалось Мурманское пароходство, как частное пред­ приятие, в котором участвовали некоторые приближен ­ ные к наследнику лица. В то врем|і народилась идея о возрождении вообще русского флота, разрешенного России после войны 187Я г. по Берлинскому тракт а ту (России было запре ­ щено иметь свой флот по Парижскому трактату после Севастопольской войны, в 1Ь5(5 г.). И вот выбор — для устройств;! главного морского порта пал н а Либа- ву. Александр II! далеко не симпатизировал этому. Но его мнению, идее создания такого порта более соответ­ ствовал Мурманский берег, где можно было бы найти гавань, не замерзающую круглый год, и вместе с тем откуда был открыт выход в море. Миссия по приисканию такой гавани была возложена на Витте, бывшего тогда министром финансов. / Витте отправился в путь к Ледовитому океану летом 1 8 9 4 года. В качестве помощииков-снециалистов но делу, Витте /взял с собой в дорогу директора кораблестроительного завода морского министерства Казн и весьма опытного в морском деле (по образованию моряк) чиновника де­ партамента торговли и мануфактур по морскому отде­ лу Конкевпча; затем директора к апцелярии министер­ ства финансов Романова и сотрудника Катковекой г а ­ зеты „Московские Ведомости“ . известного публициста Кочетова (псевдоним Евгений Львов), и, наконец, моло­ дого художника, ученики, академии художеств, Борисова. Путь лежал по .ке.^зі;.»!} дороге п а Ярославль, Во­ логду. Великий Уст-» ■* по Северной Двине до А р х ан ­ гельска, Витте поручено было обратить особенное внимание па проведение в будущем жел. дороги до Архангельска, с целью импорта, главным образом, в северный край хлеба, т ак ка к еще памятен был страшный голод в крае из-за невозможности доставки туда хлеба. По речной системе экспедиция добралась до Котласа/* а из Котлас а но Северной Двине до Архан г ельска , откуда на пароходе Мурманского общества отправилась в Соловецкий монастырь. Из Соловецкого монастыря экспедиция по Северному морю и Ледовитому океану доехала до Мурмапа, где одной из лучших гаваней являлась Ека т ерининс к ая . Добравшись до згой- гавани, экспедиция провела там несколько дней, детально осматривая и изучая ее. Но своей грандиозности, полноводью и защищенности, эта гавань, к а к никогда не замерзающая, как нельзя лучше соответствовала постройке будущего порта. Из этой гавани экспедиция проехала в русский мо­ нашеский скит, на границе Норвегии, откуда мимо мыса Нордкин,- обогнув северный Норвежский мыс, спустилась к берегам Швеции , доехала до Стокгольма и через Финляндию вернулась обратно в Петербург. Таким образом, уже в то время, 3 0 л е т тому н а ­ зад. созрела идея о создании Мурманского порта. Витте сделал доклад о своей поездке ц арю— последний из докладов, так как больше с тех пор Витте его не видел: Александр III заболел, уехал в Крым, где и скончался. Докладная з апи с ка была подана Витте в н а п еч а ­ танном виде. По мысли автора записки, Ек а т е рин ин ­ ская гавань, как будущая морская база, должна быть соединена двухколейной железной дорогой с Пе т ербур ­ гом и общей сетью железных дорог. Витте, далее, в этой з апи с ке указал н а все пр е ­ имущества, к а к и недостатки будущего порта, т а к и на выгоды от устройства его именно в указанном месте. Он предвидел все то, что мы в настоящее время имеем и еще можем иметь, в смысле выгод от существующего ныне Мурманского порта. Он предугадал т акже многое, что теперь уже получило свое осуществление.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz