Рахманинов Е. Возникновение Мурманского Порта // Вестник Мурмана. - 1924. - № 23. - С. 1-2.

В Е С Т Н И -К № 23 ( 75 ). Но печатные записки, очевидно, как печатные книжки , но латинской поговорке, имеют свою судьбу... Н а первом же докладе Витте новому ц а рю— Нико ­ лаю I I— возник со стороны последнего вопрос'- ,.а где доклад о поездке на МурманѴ" Витте заявил, что з а ­ писки ему не вернули. И действительно, Александр III настолько интересовался этим вопросом, что, уезжая в Крым, но болезни, захватил с собой и этот доклад и по дороге., еще в Беловежской пуіце, сделал па нем не к о ­ торые пометки и резолюции. К следующему докладу з апи с ка нашлась. Ц а р ь в ы ­ сказался за приведение в исполнение мысли доклада, т. е. об устройстве морского онорпого пункта на Мур- мапе, в Екатерининской гавани. Попутно высказался против устройства такого пункта в Либаве, т а к к а к порт этот находился в таком положении, что, в случае войны, русская эскадра будет там блокирована. 11 Витте, разумеется, был против Либавы. Но оппозиция была настолько сильная, что „Либ а в с ки е “ адепты, в том числе, главным образом, великий князь генерал -адми ­ рал Алексей , послужили помехой к немедленному объ­ явлению ук а за ц ар я о приведении в исполнение пл ана „ за п и с к и " . Пришлось дело отложить на некоторое время. Вдруг, через 2 — 3 месяца, появился в ..Правит ель­ ственном Вестнике* указ о том, что необходимо сде­ лать главным морским опорным пунктом Либаву, осу­ ществить все планы , которые на этот предмет суще­ ствуют и назвать по р т— портом императора Ал е кс ан ­ дра III. Между тем, отец Николая II был как раз пр о ­ тив Либавы. Но таковы семейные придворные интриги. Таков был безвольный молодой царь, которого можно было гнуть во все стороны. Большинство моряков было з а Мурманск и против Либавы. > Последствием такой отсрочки Мурманского плана и предпочтения Либавы, откуда открытого выхода в море не было, было то, что царское правительство, ища вы ­ хода в открытое море, кинулось ла Дальний. Восток, захватило ІІорт -Лртур и ностепеппо дошло таким обра ­ зом до Цусп мской катастрофы. Наконец , проест „ за п и с к и к был осуществлен лишь во время общеевропейской войны, когда была о б ъ я в л е ­ на блокада Черного и Балтийского морей, т. е. через 2 0 лет. В виду единственного открытого выхода в море через Мурмап была проложена на-снех Мурманская жел. дорога. Частью соединение Севера с общей сетью русских железных дорог, что входило в общий план „записки".,—- было осуществлено тем, что но настоянию Витте была проведена жел. дорога из Ярославля до Архангельска и, таким образом, последпий был соединен с Москвой, а засим была проведена линия, идущая от Сибирской магистрали через Пермь к Котласу на-Сев . Двину, куда можно было направлять весь сибирский хлеб. Т а к о в а судьба возникновения Мурманского порта. Е . Рахманинов. \ У * Одна из возможностей ). Ближайший север к Ленинградскому промышлен­ ному узлу (б. Олонецкий к р а й ) чрезвычайно богат всем, что служит для развития мощной промышленности, по он крайне беден в самых для нее о сно в ах— средствах сообщения. Железнодорожный путь, доведенный через большое теперь промышленное с ело Сороки до незамер ­ зающего морского порта Мурмана, начат постройкой только во время войны и то. когда б. министр Рухлов убедился, наконец , что продвинуть всю массу военных грузов по сибирской магистрали возможности пет. С н а ­ чала, в самом иаиснешпом порядке была проведена ветвь З в а н к а — Лодейпое-ІІоле й дальше через мост на Свири, на Ладву н Петрозаводск. Почвенные условия южной части этой ветки, построенной частной компанией с подряда, позволили проложить рельсы по шпалам еще относительно спосво, настолько, что пассажирские поезда могли ходить со скоростью даже 2 0 верст в час. ІІо зато с северной частью злоключения начались с самой Свири, мост через которую, собранный на месте, оказался короче устоев. Д аж е дорога пошла местами через т р я ­ сины, местами через кряжн грапитпых пород. По дорога была готова к посещению б. министра в начале 16 года. Шп а лы подбили где дровами и бревнами, где льдом, а где и прямо подмороженпым снегом. Г. министр про ­ катился, полюбовался видами, а весной вся дорога ра ъ- ех ала сь буквально, как замерзший студень в а плите. Потребовался разумеется, капитальный ремонт, новые ; I В дискуссионном порядке. десятки миллионов субсидий, новые соображения. Самую северную часть на Мурмане начали англичане, по скоро ушли, недовольные условиями питания. Н а место их двинули тысячи пленных под начальством казенных инженеров. Дорога была закончена ранее, чем полностью починена южная часть Петрозаводск— Свнрь. Эта история очень недавнего прошлого, которое более уже никогда не повторится, по приведена она здесь, ка к х ар а к т ерис тика местных условий- Средствами сообщения края в будущем явятся не железные дороги, т ак как для них условия крайне пе подходящие: мест­ ность не только пересеченная — болота, озера и реки в перемежку с каменистыми отрогами и холмами, по местами даже непроходимая там, где встречаются трясины, в которые уходили целыми рядами груженые р яжи . В особенности плохо весной, во время бурного разлива рек, которые местами подмывают берега настолько, что по проезжей дороге проваливаются в трясину телега с лошадьми, мосты разносятся но бревнам, а нз дорог образуется фарватер с глубокими ямами. При только что зарождающейся промышленной жи зни— чрезвычайно слабо населенного к р а я— всего круглым счетом —1 житель на 24- десятины всей площади, из которых па долю воды приходится 4 десятины, очевидно, что решающую роль в жизни края должна играть вода. Вез преувели­ чения все время, даже частью сон, жители проводят па воде или около воды. Деревни, даже села, которых в крае очень мало, т ак как деревни и посады начинаются всегда с выселки какой-либо семьи, расчищающей общими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz