Генерозов В. Спортивный туризм или «Кэмпинг» в районе Мурманской железной дороге // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 11-13.

КАРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 11 ствующего типа ледник, емкостью до 2.000 пудов для хранения запасов свежей рыбы и пр. и пр. Наряду с этим, учитывая необходимость вся­ ческого содействия развитию местного рыболовст­ ва, чтобы сделать последнее устойчивым и для создания прочного сырьевого базиса на месте, Желрыба наметила довольно обширную програм­ му по реорганизации техники сельдяного лова в Кандалакшском заливе; работа в этой области предстоит трудная и упорная, но конечные ре­ зультаты ее положительного влияния на развитие местного рыболовства скоро скажутся, и в самые ближайшие годы новый консервный завод в Кан­ далакше явится крупным центром развития рыбо­ обрабатывающей промышленности края. А . Ж и лин ск хш Спортивный туризм или „кэмпинг“ в районе Мурманской жел. дороги. Современная городская жизнь требует от че­ ловека громадной затраты нервной энергии, и об­ щие условия городской жизни таковы, что нерв­ ной системе городского работника необходим от­ дых. Чем ближе человек к природе, тем скорее восполняется расход нервной системы. ~ Все это общеизвестные истины, которые пре­ красно известны каждому работнику, жаждущему летнего отпуска после утомительной зимы. Но как, где и подешевле отдохнуть и набраться новых сил? Наиболее слабые, с больным или изработав­ шимся организмом едут, по возможности, на курор­ ты, другие отправляются в дома отдыха, часть вы­ нуждена за свой счет отдыхать где-нибудь на юге и тратить на это значительные суммы или огра­ ничиваться дачей где-нибудь в густо-населенных дачных местностях Ленинграда и др. городских, центров. Я между тем есть возможность дешево отдохнуть на лоне природы, вдали от городов, вдали от деревень, где-нибудь за несколько де­ сятков верст от всякого жилья на берегу уединен­ ного озера и отдохнуть с комфортом. Такая жизнь лагерем, жизнь под открытым небом и носит на- звание„кэмпинга“—особого вида туризма, особенно развитого в Канаде и Соед. Штатах. В условиях „кэмпинга" мне пришлось провести это лето в верховьях Печоры, где я прожил не­ сколько месяцев, поднимаясь до самого Урала на лодках и в них же спускаясь до населенных мест. Всего я проехал так, в лодке, около 720 верст, оста­ навливаясь изредка в деревнях, отстоящих одна от другой на 25—35 верст, а обычно—на прибрежных отмелях или в лесу, на берегу. Такая экспедици­ онная жизнь дает каждый день новые впечатле­ ния, особенно интересные, так как они сопровож­ даются интересной исследовательской работой. Но независимо от этого, прекрасные ландшафты, от­ крывающиеся вашим глазам во время передвиже­ ния на лодке, как-то удивительно успокаивающе действуют на душу и дают настоящий отдых уста­ лой душе утомленного городского трудящегося. Такая жизнь—лучшее лекарство от всех нерв­ ных тяжелых переживаний и она, при правиль­ ной организации, вовсе не сопряжена с какими либо лишениями. Наоборот, можно ночевать на речных песчаных отмелях с такими удобствами и комфортом, что это покажется прямо невероятным лицу, мало знакомому с этим спортивным туриз­ мом. Дорого ли такое путешествие? Вообще, путе­ шествие на лодках по речкам дешево. Так, на Пе­ чоре цена новой лодки около 25—30 рублей, и она подымает трех человек и пудов 15--20 допол­ нительного груза.По окончании поездки лодку мож­ но продать за пол-цены. Стоимость питания в месяц, по опыту экспедиции, в среднем около 35 рублей в месяц на человека. Мы питались очень хорошо, до шоколода и конфект включительно, и ели до­ сыта, „пока вспотеешь", по выражению одного моего приятеля—охотника. По дороге, вернее - по реке, так как там летом нет ни дорог и даже те­ лег. а только водный путь, мы покупали яйца, мо­ локо и рыбу в селениях. Всего было вдоволь и очень вкусно. Я позволю себе назвать такую по­ ездку „санаторией на лодке" и усиленно рекомен­ довать такой вид туризма всем любителям дикой природы, охотникам, рыболовам, фотографам и краеведам и особенно тем из них, которые не ра­ сполагают большими денежными средствами. Сказанное выше относится к моей поездке этим летом на верховья Печоры. Еще раньше, до вой­ ны, я, будучи студентом, ездил на верховья Камы, чтобы с приятелем поохотиться осенью на бека­ сов и уток. И также о той поездке, обошедшейся мне очень дешево, я сохранил самое приятное во­ споминание. Позднее я познакомился в Канаде с организованной формой такого туризма—с „кэм- пингом“ и убедился, что это—спорт, доступный не­ богатым и что его можно развить в районе Мур­ манской жел. дороги. ' Я позволю себе повторить то, что я писал в одном охотничьем журнале об американском „кэм- пинге“ и, особенно, выполняемом на лодках, как самом дешевом и доступном для широких масс. Там, действительно, кэмпинг сделался националь­ ным спортом—туризмом. У нас же, в СССР, он поч­ ти неизвестен, хотя имеется много благоприятных данных для его развития. Обычно в Канаде и Соед. Штатах каждая жел. дорога, проходящая через дикие места, имеет спра­ вочное бюро для лиц, желающих отдохнуть в рай­ оне жел. дороги и заняться там „кэмпингом". Тех­ нически это делается так. В справочном бюро при жел. дороге вы получаете все нужные справки об условиях жизни в том или другом районе. Вы уз­ наете, когда, как и где можно ловить рыбу или где имеется тот или другой вид дичи, интересую­ щий вас. Там же узнаете, какие в том районе име­ ются отели или где можно остановиться и сколько это стоит. Рабочие, служащие, студенты планиру­ ют такие поездки сообразно своим средствам и, при правильной организации, совершают поездки по озерам и рекам, стараясь спускаться вниз по течению, для чего забираются на верховья рек преимущественно по железной дороге, на протя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz