Генерозов В. Спортивный туризм или «Кэмпинг» в районе Мурманской железной дороге // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 11-13.

12 КМРЕЛО-МУРМАНСКИЙ к ра й жении многих сотен верст. Без труда спускаются в „пирогах", останавливаются там, где им пригля­ нется, живут на таких местах по нескольку дней, ловят рыбу, охотятся и так, водным путем, проби­ раются до железнодорожной станции, отстоящей на сотни верст от начала их водного пути. Самый важный вопрос для новичка, приступаю­ щего к „кэмпингу", это выбор маршрута и выбор соответствующего экспедиционного снаряжения. У американцев знание жизни в „лесной пустыне", вдали от жилья на десятки верст, разработано до тонкостей, и этим и об'ясняется популярность это­ го вида спорта и его доступность не только взрос­ лым, но и детям, не только мужчинам, но и жен­ щинам. Обычно такие маршруты” и притом различной продолжительности уже разработаны и сведения можно получить в том же справочном бюро жел. дороги. Там даются бесплатно карты таких марш­ рутов и, обычно, такой маршрут водной поездки начинается от одной какой-нибудь станции дан­ ной жел. дороги, идет по речкам (вниз по тече­ нию) и по озерам на несколько сот верст до дру­ гой станции. Каждая такая поездка представляет, как бы петлю, начало и конец которой совпадают с жел -дор. станциями. Добравшись по жел. дороге до первой из них, вы в местной жел.-дор. лавочке (своего рода Т. П. О.) можете приобрести все нужное для та­ кой экспедиции—„санатории на воде". Допустим для примера, что вы едете втроем или вдвоем и думаете пробыть в поездке недели две или три и располагаете такой-то суммой. Нужное снаряже­ ние: палатки, лодки, спальные мешки, удочки, даже ружья и фото-камеры вы арендуете в мага­ зине, оставляя залог, и его получаете обратно, ког­ да сдадите это снаряжение на другой уже стан­ ции—на конечном пункте вашего водного пути. Вам нужно продовольствие- оно к вашим услу­ гам. Уже выработаны практикой „кормовые нор­ мы" для таких туристов. По желанию вас снабдят нужным продовольствием и стоимость ежедневно­ го пропитания вам обойдется в 50 коп. или рубль, соответственно вашим денежным ресурсам. Еда— пищевые продукты—это основная расходная статья „кэмпинга", но она, как показал мой опыт, может уложиться в русских условиях в скромную цифру— один рубль в сутки. Остается вопрос как о тран­ спорте продуктов, так и о стоимости пассажир­ ского билета. Но это многим также по средствам, так как за подходящими местами для „кэмпинга" вовсе не следует ехать на верховья Печоры, а их можно найти под боком, в районе самой Мурман­ ской жел. дороги. Добравшись до конечного пункта своего вод­ ного пути, американец сдает жел. дороге—обычно ее магазину или местному железнодорожному оте­ лю (принадлежащему той жел. дороге)—все арен­ дованное снаряжение: палатки, лодки, кухонный инвентарь, платит за пользование и по жел. до­ роге, налегке, возвращается домой. Вот какова, в общих чертах, организация „кэмпинга14 в Америке, соединенного с поездками на лодке. Практикуются теперь такие же поездки в авто­ мобилях, играющих роль „подвижной дачи". Око­ ло автомобиля разбивают палатку и в ней ночуют. Иногда к автомобилю прикрепляют двуколку, на которую грузят весь багаж —палатку, походную кухню, радио-приемник, постели с воздушными матрацами (надувающимися воздухом) и т. п. Техника „кэмпинга" настолько разработана, что после трудов праведных и неправедных, отправля­ ются даже зимою в леса и живут там неделями. Таков кэмпинг в Америке, но его можно осуще­ ствить в богатой озерами и реками Карелии и Мурманском крае. Естественные условия для кэмпинга —налицо; их надо только использовать. Что же нужно для это­ го сделать? 1) Нужно наметить несколько маршрутов как в южном, так и в среднем и северном районах Мурманской дороги. Районы должны быть богаты красотами природы и иметь непрерывную цепь озер и рек, по которым можно было бы про­ ехать в лодке. Чаще бывает, что необходимо пользоваться волоками между озерами. В таких случаях в америке местная железнодорожная администрация или „земство" штата устраи­ вает в таких волоках удобные тропы, а иногда даже деревянные рельсы на шпалах, и по такой „деревянной" дороге кэмпингисты перевозят лод­ ки и груз на особых ручных тележках - вагонетках. Каждый такой спортсмен получает бесплатно под­ робную карту такого пути, и по берегам озера и реки находит путеводные знаки до волока или до ближайшей деревни. В наших условиях нужно будет выстроить вдоль пути простейшие избы для ночевок через каждые 10—15 верст и наладить тропы через волоки. Американцы обычно пользуются пирогами, весом около 1 п. 30 ф. и подымающие около 20 -25 пудов. Таким образом, переноска на плечах лодки и груза вполне возможна силами самих туристов. Каждый такой мадшрут необходимо подробно описать, чтобы турист, плывущий по такому пути несколько сот верст, все время знал, где он нахо­ дится. 2) Весьма важно снабжение туристов лодками и палатками от самой жел. дороги и притом на Условиях аренды. Конечно, необходимо, чтобы местные ТПО сумели организовать у себя снаб­ жение такими специальными предметами, как на­ комарники, удочки, полога от комаров, походные аптечки и т. п. 3) Всего этого окажется недостаточно, если не будет руководства по кэмпингу. Почти каждому горожанину покажется ужасной мысль о ночевках в лесу в течение одной-двух недель, а между тем и с этим можно справиться. При походной жизни кэмпинга важны многие мелочи, без которых при­ ятная поездка может превратиться в тяжелое спод­ вижничество. Необходимо, хотя по книжке, ознако­ миться с т е х н и к о й „кэмпинга", и такое руко­ водство должно быть издано. Такое руководство тем более необходимо и важно, что многое снаряжение (палатки, постели, походные кухни и т. п.) может быть изготовлено собственными средствами и дешево, а это сделает „кэмпинг4 доступным очень и очень широким слоям трудящегося населения, которому не нужны санатории, так как они вовсе не нуждаются в ме­ дицинском уходе, и которому недоступны курорты по их дороговизне. Какое прекрасное развлечение дпя молодого поколения может дать правильно организованный „кэмпинг"!. К нему постепенно подходят, спуска­ ются в лодках иногда по крупным рекам, но это только переходная ступень к настоящему „кэмпин­ гу", к поездкам в леса севера, к путешествию в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz