Шагин. По новым путям: экскурсии по минеральным источникам // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 19. – С. 14-16 ; № 20/21. – С. 11-17.

14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. Лг 19. По н о вым п у т я „А когда все будет окончено, когда на бере­ гу Ледовитого океана засвистит, наконец, пер­ вый паровоз, тогда Россия будет вправе заявить, что ею исполнена еще раз работа титанов" Такими словами Елиятельвая английская газета „Таймс"*) приветствовала начало изумительной по трудности постройки Мурманской железной дороги. Похвала, шла, что называется от чистого сердца. Каждая строчка дышала чуть-ли ни умилением, но вот беда: кое-что проглядывало и между строк и это гкое-что “ звучало так: „чудесно, чудесно, ведь, первый же ваш пароход повезет с наших кораблей вами же заказанные военные припасы; да будет же и впредь ненарушимо наше империалистическое соглашение". И в угоду войне, в угоду политике хищников началась беспримерная по тяжести че­ ловеческого труда, без всякого учета воможностей / ародного хозяйства, постройка дороги. То извиваясь, то прямиком 'потянулись сталь­ ные полосы, и зазвучал над ними с большей, чем когда-либо, силой и мукой Некрасовский стих. ■/ „Прямо дороженька; насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты... а по бокам то все косточки рус­ ские .....“ Словно эхо застонали в ответ им и, застонав, ^ полегли косточки дагестанцев, финов, татар, чехов, венгерцев, армян, немцев, черкесов, китайцев. Начатая в июне 1915 года, ф а к т и ч е с к и по­ стройка дороги 3 ноября 1916 года завершилась ѵ укладкой сквозного рельсового пути от Петрозавод­ ска до залива Северного Ледовитого океана (987 в.). То, чего десятилетьями нельзя было добиться от царского правительстьа для поднятия произво­ дительных сил и оживления заброшенного края, стало возможным и было осуществлено им в целях военного замысла. Все это нужно вспомнить каждому, кто н а ­ правляется по линии теперешней Мурманской ж. д. для ознакомления с Карело-Мурманским краем. А это ознакомление приведет каждого вот к к а ­ кому выводу: задуманная царской Россией для це­ лей стратегических, дорога властью Советов стала опорой для экономического пробуждения и ожив­ ления дикого и пустынного края, открыла исключи­ тельные возможности использования его произво­ дительных сил и богатств. Вопреки всяким предсказаниям неудач, дорога окрепла и всем своим существом доказала, как ошибочно было мнение тех, кто даже после Ок­ тябрьской революции старался свести ее значение лишь до роли сторожевого поста или времянки. Велик ли срок нормального существования до­ роги? И не свежи разве еще в памяти вторжения сюда „союзнических" войск или белофинов „заво­ евателей"? **).; Ведь, и по-сейчас сохранились еще кое-где щиты- надписи, свидетельствующие о том, что вот здесь, в этом бараке, стояли английские войска, в этом итальянские... Эти вещественные памятники мо гу т " служить великолепным материалом для специальной экскур­ сии на тему „но следам интервенции", а вамогиль- *) В номере от 14 октября ]915 г. **) 22 ф евраля 1925 г. край справлял п я ти л ет и е со дня во ег о осво бож дени я ст ан гло-ф ранцузской акк у п ац и и . См тат ьи в В естн и ке Карелс-Мурм. К р а я 20[!І 25 г. ,Ѵ 6. вые надписи иностранного кладбища в Мурманске долго еще будут напоминать нам о том тяжелом для Республики времени, когда войска англичан, сербов, итальянцев, французов и американцев в содружестве с знаменитым „Краевым Правитель­ ством" чинили свою волю на аашем Севере. Ведь, еще только пять лет минуло с тех пор, как последние остатки интервентов были сброшены в море, еще только два года прошло с тех пор, как наступил определенный перелом в борьбе с хозяй­ ственной разрухой на дороге, а уже теперь пре небрежительная „Мурманка" заменилась твердым и отчетливым „Мурманская ж. д.“ Ее колеи вреза­ лись в Мурманский, круглый год незамерзающий, порт. Об‘единевный с дорогой порт крепнет. Глубо­ ководный, расположенный на океанском пути миро­ вого значения, самый близкий к Соединенным шта­ там Америки, Канаде, Северной Великобритании и Норвегии, Мурманский порт является великолеп­ ным сб'ектом политико-экономической и физико- географической экскурсии. Упорный, напряженный и сознательный труд человека пионера чуется все больше и больше, чем дальше на север убегает стальная колея. Поездка по путям дороги преврь щается в об­ следовательскую, а порой типически исследователь­ скую экскурсию на тему: „возникновение и рост новых поселений". В этом отношении очень мноіт» даст экскурсия по Медвежей горе и по Мурманску. Легко будет уяснить причины и характер этих вновь выросших поселений, их глубокое жизненное значение, их своеобразие, *которое неизбежно приведет экскур­ санта к целому ряду выводов ' о роли и значении новых культурных ростков в недавно забытом крае. Борьба возникающего нового города молодого (Медвежья Гора) с городом старым особо хорошо почувствуется экскурсантом, когда ему удастся /заглянуть в г. Повенец. (В 18 верстах от станции; ѵ как поселение, он существовал еще при Грозном). Сравнение Повенца с зарождающимся городком Медвежьей Горы сразу же обнаружит всю силу ѵ революционизирующего значения железной дороги, во весь свой рост покажет ее, как фактор глубо­ кого экономического порядка. Не менее интересным будет сравнение Мурман­ ска с Александровском Каждому экскурсанту станет ясным, что Мур­ манск—это город будущего. Город—порт и не беда, J что он город заполярного круга. РІеладно скроен он, зато крепко сшит. И чудится, что очень не далеко то время, когда ему будет в пору заправ­ ский костюм коммерсанта американского покроя. И тогда-то,—более чем когда-либо, стушуется перед ним и без того забитый сосед —г. Александ- ровск—убогое детище убогой бюрократической мысли дореволюционной России. На пути знакомства с возникновением новых поселений—городов экскурсант встретится и с теми „поселениями", которые являются последними неизбежными отголосками строительного периода, и первых лет всеобщей разрухи—это с вагонами— жилищами. Опять прекрасный экскурсионный ма­ териал на доподлинно социально бытовую тему! Ее особенно хорошо можно проследить в М урман-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz