Шагин. По новым путям: экскурсии по минеральным источникам // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 19. – С. 14-16 ; № 20/21. – С. 11-17.

№ 19. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 15 ске и озаглавить так: „от вагона—теплушки до теплой гостинницы“. А отсюда легко будет перей ­ ти и к идее жилищной кооперации. В процессе выяснения роли Мурманской дороги в качестве транзитного фактора придется отметить характер прошедших по ней грузов с конца 1916 года и в начале 1917 года: пушки, аэропланы, снаряды, пулеметы...—все импорт. Экспорт—людской инвентарь, иногда с срочным возвратом калек. С конца 1917 до середины 1918 г. ни импорти­ ровать, ни экспортировать было не кому. Со второй половины 1918 г., по 20 февраля 1920 года импорт не много менее двунадесяти интервенских языков. С конца 1920 и в 1921—23 г.г. для целей са- мопропитания импорт угля. С конпа сентября я по декабрь включительно импорт: Хлопка 3805 тонн. Угля 1847 Сельдей4634 „ Риса 2000 „ Сахара 1505 и 57 тоне генерального груза, из .которого чай составлял 243 4 тонн. ѵ В январе, феврале, мае, июне, июле 1924 года дорога экспортировала 2688 вагонов различных зерновых культур (пшеницу, рожь, овес, вику, че­ чевицу, гречиху, горох и т. п.). З а конец операционного 24 года по 10 февраля 1925 г. грузооборот дороги достигает 60.000 тонн, в число которых входит 309 тонн разаичных ма­ шин и металлов (алюминий), главный же импорт был 33000 тонн сельдей, 20000 тонн хлопка, осталь­ ное: селитра, чай, горчица, рис и генеральный груз. Стараясь определить место Мурманского порта (и стало-быть, и дороги) по ввозу товаров в СССР, увидим, что участие порта во внешней торговле СССР больше 10% по количеству и более 15% стоимости всех ввезенных грузов в Республику Советово. Более подробные цифры по грузообороту см. в крайне интересной статье Н. Кашменекого „Мурманский порт“ Вестник Карело-Мурманского Кр ая № 11 19Й5 г. Не может ускользнуть от внимания и то об­ стоятельств, что хлопок составляет важнейший предмет грузовых предвижений дороги. И не даром в клубной живой газете „Мурман­ ский гудок4' на вопрос: „как мы крепим смычку с деревней"?—хор сотрудников железнодорожников отвечает такими самодельными стихами: В год восьмой революционный Мы к крестьянину пойдем И хлопок, в ткань превращенный, К нашим селам подвезем. Однако, только транзитной работой Мурманская ж. д. удовлетвориться не может. Экскурсанту необходимо понять ее роль в к а ­ честве пионера, застрельщика в деле оживления Мѵрмыно-Карельского края, создания в нем произ­ водственно-хозяйственных центров, предоставления промысловых и фабрично-заводских заработков для местного населения и, наконец, увеличение этого населения путем колонизационных мероприятий. А все это, вместе взятое, можно будет осуще­ ствить лишь при одном условии: тщательного ис­ следования и научения местных особенностей края. Это изучение и исследование началось сразу-же после освобождения края от интервенции. Один, сам по себе, этот сро# говорит о том, что творче­ ская энергия Республики неисчерпаема. В этом отношении необходимо вспомнить ряд научных экспедиций, которые проводили научное исследование территории Мурманской ж. д. и т я го ­ теющих, к нему районов. Экспедиции*) ставили себе целью изучить район : 1) Со стороны естественно-исторической (глав­ ным образом почвы и растительности). 2) Со стороны социально-экомической-характер, и движение населения, хозяйство и промыслы, сло­ жившиеся в результате последних военных и р е ­ волюционные лет, экономическая обстановка и со­ циально-экономические отношения и, наконец, ис­ тория и положение кооперации. Экскурсанту глав ­ ным образом из-за недостатка времени трудно с о ­ вершить полностью экскурсию на тему „По следам Мурманских экспедиций", но все же, даже и в т е ­ чении короткого его пребывания в отдельных пунк­ тах Мурманской ж. д., перед ним развернется не мало экскурсионных об‘е к т о в—следов союза труда и науки.—Невозможно миновать, например, опытно- показательную сельско-хозяйственную станцию в Хи­ бинах, которая подвергла посадочному испытанию 16 сортов семян культурных растений как рус­ ских, так и иностранных: из Норвегии, Финлян­ дии, Аляски и т. д. Экскурсия на эту станцию сначала удивит, а Затем и убедит каждого, что и за полярным кру­ гом не только возможно взращивание отдельных огородных и луговых растений, но что пои умелом подходе к посевному делу колонист полярной ч а ­ сти Мурманского края может быть , обеспечен про­ израстанием зерновых культур для использования их в качестве кормовой зелени. Оа может высеять овес (тулановский), овсы Норвежские (Nidar и Теппа), Норвежские ячмени, Тулановский горох. Из огородных культур колонист может разво ­ дить несколько сортов капусты, дающей хорошие кочны, например, копенгагенская капуста; с успе­ хом растет цветная капуста, капуста кольраби. Кар ­ тофель и репа уж давно в о ш л и в обиход местного населения. На станции вызревает морковь, петрушка свек­ ла, лук, редис, цикорий и др. виды огородных растений. Из непосредственно кормовых трав можно д о ­ биться выращивания клевера, тимофеевки, вики. Истекшим летом станция имела созревшую зем­ лянику, малину, черную смородину. Вслед за словами одного приехавшего на з а р а ­ боток старика-рабочего, попавшего на хибинскую станцию, экскурсант может сказать: „Дайте поси­ деть около цветов—они мне напоминают о моем родном к р а е “. Посидит он на Хибинской станции и не захо­ чет оторвать глаз o r анютиных глазок, ноготков, львинаго зева, резеды, мака, милых вісильков.... А кому посчастливится попасть на Умбу, тай, около домика одного из жителей, он найдет на ряду с рябиной, березой, черемухой, смородиной, *) См. статью профессора Н. И. Прохорова „Мурм ан ска я агрономическая экспедиция" в Ж у р н а л е С ельское хо зяй ство и пути сообщения Л» 6 —8. 1923 Цагру Н К П С “. См. здесь-ж е ст. М. В. П о м еран ц ева „ К а н д а л а кш с к и й—Т е р ­ ский берег, и последующие стран и цы с 102 по 108 вкл. В том же ж урн але Л» 4 - 5 1 9 2 2—£3 г. см. зам етк у Э к с п е ­ диция в русскую Л ап л ан дию .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz