По Мурману: из дневника // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 20/21. - С. 11-16, 18.

№ 20—21 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. По новым путям ( Окончание) Особое место при продвижении по Мур­ манской ж. д. могут занять экскурсии по минеральным источникам. Конечно, экскур- сионно проследить залежи полезных иско­ паемых' края будет не 'легко, но остановить­ ся на наиболее распространенных сейчас в добыче будет можно. Здесь, в первую оче­ редь необходимо будет подчеркнуть, что в настоящее время развитие горнопромышлен­ ной деятельности в районе дороги сдвинуто раз и навсегда с мертвой точки. Ряд специальных экспедиций и исследо­ ваний установил, если не исчерпывающую картину, то все же вполне достаточную для первичных и последующих разработок. И разработки эти уже ведутся Мурманским Горнопромышленным товариществом, Гор­ ным инженером Воейковым и Продасили- катом. Сейчас в целях разработки недр про­ изошло об‘единение Продасиликата, Совнар­ хоза Карелии и Правления Мурманской ж. д. Начатые разработки послужат источни­ ком, вполне удовлетворяющим нужды нашей Республики, и тем самым избавят страну от необходимости прибегать к ввозу этих ископаемых из-за границы. - -Фарфоровые з а ­ воды Ленинградской и Новгородской губ. обрабатывают сырье, целиком добытое в К а ­ рело-Мурманском крае. Наблюдать эту обра­ ботку очень удобно в государственном фар­ форовом заводе в Ленинграде *). По Мурману. (Из дневника). Остров Кильдин. (Продолжение). I Вдали показался остров Кильдин./Он все ближе и бли­ же и вот уже можно различить на нем небольшой бе­ лый маян. Проходит еще н 'много времени, начинает вы­ рисовываться „салма“ (пролив, отделяющий Кильдин от материка); вскоре наш бот пробегает мимо маяка, оги­ бает мысок со стоящим на нем домиком с высок)й сиг­ нализационной мачтой и, круто завернув, входит в, так называемую, Могильную бухту, па берегу которой в ряд выстроились ряд небольших домиков, составляющих Кильдйнскую колонию. Из каюты капитана выносится какой-то странный черный ящик, с рупором и рукояткой. Оказывается—это сирена. Она издает ряд ноющих, продолжительных зву­ ков, до тех пор пока на берегу не появляются люди: сейчас ночь и никого на берегу не б.іло видно; звуки Из мест разработок ископаемых следует отметить т. н. Чупинские разработки (Кем­ ский уезд). На берегу Онежского озера у деревни Роп Ручей растет добыча диабаза. Им бу­ дут мостить улицы Москвы и Ленинграда . У Сегозера в его Лисьей губе (район ст. Масельской) добывается горшечный ка ­ мень. Камень этот малой электропроводности и изготовление из него досок для электриче ­ ских выключателей довольно широко практи­ куется в Карельской Республике. Очень це­ нен он для целей декоративных. На Ю. 3. же берегу Онежского озера у с. Шокши идет разработка порфира (из него сооружена гробница Наполеона I в Париже). На 'о с трове Гольцы (того-же озера) нача­ ли разработку гранита. Ждет .своего возрождения разработка мраморов. Их в Карелии насчитывается до 34 - видов. Небезинтересно вспомнить, что Карельский мрамор употреблялся при отдел­ ке Исаакиевского собора и Этнографическо­ го отделения Русского Музея. Месторождения этого мрамора изучены в достаточной мере. Видимо, не далеко то время, когда ко­ лоссальные залежи нефелинового сиенита, с их легко усвояемым калиеем для гречихи и *) Полезно познакомиться со статьею II. Гасвского: Кпард и нолевой шпат ті фарфоровом производство. «Иег-тняк К.--Мур. Края .\“ 15 1925 г. . сирены вызвали бодрствующих и они спешат к боту, чтобы снять нас и тот груз, который имеет назначени­ ем Кильдин. Покуда на берегу налаживают шлюпку, покуді гре­ бут к. боту, мы успеваем несколько осмотреть представ­ ляющуюся нам кіртину. Сама колония расположена на довольно низком мес­ те, у самого берега, дальше подымаются горы, уступа­ ми подымающиеся кверху. Дома колонии расположены полукругом, повторяя в точности береговую линию бух­ ты. На самом краю колонии виднеется ограда с 2—3 деревянными в ней крестами, да постройка с мачтой, мимо которой мы только-что прошли. У другого края колонии, почти у самых уступов горы, с берега идет ка­ кой-то помост: как после мы узнали это, так называе­ мое „брюгге“, с которого производится погрузка и выг­ рузка судов. Вот подплывает, наконец, лодка. Мы перебираемся один за другим, за нами следует пара бичек—трещанок и какой-го куль. Когда все выгружено, мотор діет пол­ ный ход вперед и, круто завернув, уходит. Мы же едем к берегу, на ютором не видно ни души: вез уже дав­ но спят.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz