По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9

№ 4. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 9 промыслов исчисляется не одними размерами уловов и их ценности, т. к. оно самым т е с ­ ным образом связывается одновременно с це­ лым рядом других отраслей народного труда на Севере: извоз, мореходство, судостроение , бондарное дело и т. д. Таким образом, морские промыслы являют­ ся главным о б ‘ектом всей прибрежно-мор- ской колонизации нашего Севера, на них основана вся жизнь, весь быт приморского населения. Следовательно, вопросы прибреж­ ного пока, быть может, еще чрезмерно ку­ старного лова, при решении всяких практи­ ческих и теоретических мероприятий имеют основное значение и умалять их, низводить на степень какого-то невнимания, игнориро­ вания, соиостовляя в то же время с новыми вопросами крупного глѵбевого— это значит просто поставить весь вопрос промыслово- морской колонизации побережье Белого мо­ ря и Ледовитого океана в угрожающее, ги­ бельное положение. Морские промыслы —глав­ ный стимул всей исторической колонизации Севера. Ярусный (крючковый) лов на Мурмане является пока главным и исключительным видом промысла рыбы. Количество ярусов на Мурмане исчисляется в настоящее время до 1000, дающих улов в средний промысловый год до 5 0 0 .0 0 0 п ѵ д , принимая ещ е во вни­ мание все те неблагоприятные условия, в ко­ торых протекает современное Мурманское рыболовство. Указанное количество, практи­ куемых на Мурмане ярусов неизменно возра­ стает и возрастет в скором времени до вну­ шительных размеров, в связи с ростом о с е д ­ лого населения на Мурмане, а также и при- ПО ЛАПЛАНДИИ. (Из запасок экскурсанта). У Т У Н Д Р Ы . За Кандалакшей поезд часа полтора идетпо правому берегуодной из яамечаіельне^ших іек севера,—ІІиьы. Поверхность ржи на всем ее протяжении покрыіа белыми пенистыми гребнями вор* г- в, местами пере­ ходящих в настоящие водопады. Ле<шЙ берег горист и покрыт лес‘М, хотя верхние части эт“й горной цепи свободныот леса, а местами, па них даже отсутствует и травянипый покрой; совсем как беломорское побе­ режье между Кандалакшей и Умбой. По мере того suit т ш поезд бежит вверх по реке, т. е мы дви­ жемся на ctвер, горы несколько о«ступают к востоку, оставляя Нину среди слегка всхолмленной местности, явившейся, невидимому, в результате ледниковой дея­ тельности. Эта всхолмленная моренная местность со­ ставляет как бы предгорья Хибинекого массива. Вур- шлого сезонного промышленника. Кроме то ­ го, мы наблюдаем в Мурманской промысло­ вой практике быстрый рост промысловой сна­ сти за счет увеличения самоіі снасти (яру­ са с 2 0 тюков на 3 0— 4 0 и более ) и подня­ тия отдельными ловцами добычи рыбы, в свя­ зи с усиленным введением на Мурмане па­ руси о-мот, ботов, что, несомненно, в ближай­ шее время сильно скажется на громадном увеличении современных уловов. Сам по с е б е ярѵсныіі лов рыбы постепен ­ но во всех отношениях механизируется , со ­ вершенствуется , идет твердым опытным пу ­ тем по пути использования мелкого промыс­ лового флота посредством применения цело­ го ряда новых более совершенных орудий лова и т. д. Ярусный, т. е. мелко-кустарный промысел рыбы на Мурмане пока ещ е находится в ста ­ дии развития и вряд-ли допустимо и осно ­ вательно говорить о нем, как об отживаю­ щем промысле. На ярусном лове основано до сих нор все ;-)коно ми чес кое благо полу чие нор вежс кого Финмаркета и те громадные уловы рыбы, выбрасываемые им на международный рынок. Наконец, не только теперь, но и надолго вперед, если не навсегда, единица добычи ярусного промысла значительно д ешевле не­ жели единица добычи траллового лова, и в отношении стоимости своих продуктов трал- ловый лов рыбы н е может конкурировать с кустарным ярусным, и тем более, если при­ брежный Мурманский лов буд е т введен в правильное организованное русло. Если подробно рассмотреть все финансо ­ вые мероприятия, в области морского рыбо- л п вы е воды Нивы все время видны И 8 окон вагона, иногда река несколько отходит от линии железной дороги и тогда ее зыбкая, слоьно украшенная горно­ стаями, поверхность видна сквозь уз>рчатую елоі-ую пор'-ель береіа. Оремителыю н - сут- я навстречу п іезду воды И -іаніігы в Белое море, гневно шумя па гранит­ ных выступах, гребнях и неровно-тях речного дна. Сейчас из за грохота поезда неслышно шума ІІивы, но в Кандалакше никуда н е л ь з я уйдти от него, только выйдя в море теряешь его. Зд'сь, на Ниве каждый километр и даже кажзые 10—15 метров, таит в себе огромную силу, м<гушѵю легко приводить в движение ц*'лы** фабрики. ІІива—это сил- шной источник неисчерп -емьк зап ков коднчп энергии; использовав только ее одну можно было бы получить волвчес«во энергии влплне досрочное, чтобы обслуживать половину Мурманской ж. д Вот Нива опять приближается к железнодоргагиой линии, словно прижимается к ней, уже на севере видне­ ются горы Хибинского массива, erne покрытые снеп м, а все пространство до них занято «мпроходимыми болотами и скудным северным лесом. II -е--.д замед­ ляет ход, чтобы перебраться по деревянному мосіу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz