По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9

10 ловства в: Норвегии, Англии, Германии. Фран ­ ции, Дании. >1поіш и и т. д.. то у видим, что мелкому прибрежному лову, наряду с круп­ ным лоном, отводится большое внимание, и оно поддерживается независимо от крупного, б е з принесения его в угоду крупному рыбо­ ловству. Тралловыіі лов рыбы возник в наших с е ­ верных водах с 1S04 г. после опубликования работ бывшей Мурманской научно-промысло­ вой экспедицией , впервые пролившей свет в отношении промысловых запасов Мурмапа. Тралловыи лоі? рыбы состоит в том, что о со ­ бо приспособленным для этой цели парохо­ дом, т. н. траулером, выпускается с борта сеть, в виде плову чего невода; пароход, идя малым ходом на глубинах 2 0— 7 0 сажен, в зависимости от грунта и рельефа дна, заби ­ рает трал лом рыбу в различных количествах. Лов рыбы паровыми судами заграницей начал развиваться с 1 8 7 8 г. и в настоящее время достиг колоссального развития. Не вдаваясь пока в характеристику вред­ ности или полезности траллового лова, как наиболее интенсивного метода лова, в откры­ тых пространствах, который привел уже поч­ ти повсеместно заграницей к оскудению рыб­ ных бо гатств ,— следует отметить, что ино­ странные траулеры почти с того же 1904 г. начали свои хищнические, систематические набеги в наши северные воды и достигли здесь блестящих успехов , о чем мы буд ет еще говорить особо на стр «В. К.-Мурман. Края». Наш собственный тралловый лов начал становиться прочно на ноги только за эти последние года, приобрел большой опыт, да ­ через Ниву. Раньше чем «'ехать па. этот хилый м»-сг мы видим (то из окна. Вначале ііѳ верится, что поезд смежет ироіідтн через эти архаическое сооружение из бревен, перебрчненное через большую, на редкость бурную, реку, которое, очевидно, в силу необходимости называется мостом. II *, когда поезд вс^ппл па него и вагин н іШ тихо покатился по медленно мелькавшем под нами бревнам, а под ними заклокотала темно коричневая взда, разбиваясь о сваи и устои мосла в желіук» п<ну-—стало не на шутку страшно на себя н а поезд... А под мгстпмнеистовствовала в своем гр.> nuiFioM ложе Мяпііінская Нива; мопм.т быть она этим заявляла свой протест против технического оскорбле­ ния, і-еза-чгужені.о нанесенного ей тем, гто через ее 6 о ..’ і Ш ) іп бурную и стремительную реку перебросили .его жалкое дрожегцеѳ подобие моста. Если бы такую :ке ре у пр ш л о гь оерееікать же іѳзной дорого где нибудь под Москвой или в Соед. Ш ратах, какой бы кол: сса іьнып кр СіВ!'Ц \и с;. но всем правилам новей­ шей техники кв ;ке.ісич и камня, соорудили бы ва пей?! Одн:»ко и з.іесь все пр ішло благополучно, поезд медленно перетащил нас и і другуго сторону и снова увеличивает скорость. „А всегаки, когда нибудь этот № 4 . вая уже блестящие результаты, в сравнении с довоенными годами, даже рекордные уловы рыбы. Количество наших траулеров в 1 9 2 4 г. достигало уже не менее 10 судов, давших улов, приблизительно, до 5 0 0 .0 0 0 пудов. Н е ­ сомненно наш собственный тралловый лов разовьется до внушительных размеров, конеч­ но. при наличии целого ряда благоприятных к тому внешних условии и мероприятий, а тем более, базируясь отныне на Мурманскую железную дорогу и одно только его разви­ тие способно противопоставить серьезную угрозу иностранному тралловому лову в на­ ших же соб ств енны і-водах , вступить с ним в опасную для него конкуренцию. Тралловый— крупный лов рыбы является предприятием капиталистическим или г о с у ­ дарственным, он расчитан на обслуживание всех пригодных для него отдаленных и н е ­ использованных промысловых морских райо­ нов. Б отношении развития массовых уловов в Ледовитом океане ему суждено играть огромную, доминирующую роль. Но если его полезная роль и влияние не вносит никаких нарушений в области нашего северного оби ­ хода где-либо в непочатых нами рыбных бан­ ках Канина или Колгуевского мелководья, то на Мурмане, при отсутствии до сих пор регулирования траллового лова, последний при современных условиях явно нарушает промысловые интересы самого трудового на­ селения с его прибрежным ловом (ярусным). Правда, на Мѵрмане имеются некоторые райо­ ны, в которых по рельефу дна или качеству грунта пока і і п е не может происходить по чисто техническим условиям тралловый лов. в этих районах, разумеется, вопрос взаимо- мост певыдержит, развалится1—erne неоднократно при­ ходит в голову мысль, когда мы уже катились на всех парах к П"Дножьн» Хчбпп *). С какой только стороны мы ве становились к горамі То они справа, то слева, иногда поезд бежит прямо к их подножию, то он убегает от них и мы видим их в хвосте за последним вагоном. Ток чертя какие то головоломные зигзаги поезд все же прибли­ жается к ст. Хибины. Уже несколько раз перед нами открывалась подернутая вечной рьбью поверхность Им індры; ptaa два поенд подходил со»сем близко к озеру. Й горы ужо стали к нам с определенной сто­ роны, подошли ближе к железной дороіи и еще покры­ тые снегам смотрели через нас на Имандру, безмолвно любуясь сю, зачарованные этой соседкой ярасаввц-Ё. От дороги до гор B' е пуетшно н серо, когда тобыішиі: пдесь лес выгорел, трудно покрывающиеся раститель­ ностью подюлистые почвы совершенно голы и выглядя; к \\ч огромные плеши. Солнце упіло куда то за горы и леса, своеобразный вечерний, или верьее ночлоР, сумрак сюит кругом; в *) П о сл е п роизведенны х летом м и н увш его года работ, почвы для подобной мнительности бо л ее на с у щ е с т в у е т . Ред. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz