Живая Арктика. 2001, №1.

№ 1 (21) Н ; октябрь 2001 Я9 М««м 1В34г. К іЯ 7 4 (І0 2 Я I IV год „ д . . . , I І а выставку картин художника Петро­ ва нас привело следующее объявление: "Выставка работ художника Констан­ тина Петрова, посвящен­ ная строительству Хиби- ногорска, открывается в помещении кино-театра "Большевик" с 20 декабря 1933 года. Под объявлени­ ем подпись: "Политпрос- ветбаза". Выставка про­ должалась три дня. Подведем некоторое итоги. Вот картина "Стройка Обогатительной фабрики 2-й очереди". Что видит зритель? Очень серо, в сум­ рачных тонах нарисована фабрика, и вдобавок вся вершина ее волею художника Петрова закутана в мрачное дымовое облако. Почему у художника не нашлось радостных красок для индустриального ги­ ганта? Почему он облек этот гигант явно неправдо­ подобной дымовой заве­ сой? Картина производит безотрадное впечатление. Взгляд переходит на другое полотно, изобража­ ющее Обогатительную фабрику 1-й очереди но­ чью. Чувствуется та же бе­ зыдейность и беспомощ­ ность, что и в первой кар­ тине. Сравним картину с действительностью. По­ смотрим на Обогати­ тельную фабрику ночью. На вышке, в лучах яркого электрического света реет красное знамя. Корпуса фабрики! Какой замеча­ тельный ряд огней! Они свидетельствуют о мощ­ ном технологическом про­ цессе, о непрестанном движении фабрики ночью. Картина художника Петрова - печальная пародия на красочную действительность. Смотришь на картину и удивляешься, почему она нарисована в мрачных красках? Почему фабрика похожа на тюрьму? А вот картина, подписанная: "Рудник". Что это за рудник? Парой аляповатых мазков сделана попыт­ ка нарисовать женщин. Что делают воображаемые женщины? Понять довольно трудно. А где же руд­ ник? Рудник вдали. Рудник - это небольшое пятно желтой краски. Ну хорошо! Предположим, что худож­ ник ошибся, дал неравильное название картине. Поправим его. Картину следовало бы назвать "По­ пытки художественно изобразить погрузку балласта на платформы". Но попытка, как мы знаем, это еще не есть картина. Пролетарии 0 СФХ стран, сотдиннйтшеь Х А Л £ Г 4А Ш У 1Х У Г * С А £ и и Е Ж Е Д Н Е В Н А Я Г А З Е Т А XitiMropsnrt ГЦ Ш І ІКП(І), Г ц п и п ■ М 'ш м но п Коаітіті м ац го ііо ц ига і to НА ВЫСТАВКЕ КАРТИН Переходим к следую­ щему экземпляру. Карти­ на "Большой Вудъявр". Тут уже ничего не понять. Белая краска переме­ шивается с коричневой и серой. Мы знаем, что та­ кое "Вудъявр". Мы это озеро наблюдали летом в полярную светлую ночь. Великолепное зрелище. Масса воды. Поверх­ ность чуть-чуть рябит от легкого дуновения ветерка. Причудливо розовеют верхушки гор, окружающих озеро. Это летом. А зи­ мой? Ровная площадь снежного простора. Уступы чернеют. С них ветер сдувает снег. Надо обладать фантазией сумасшедшего, чтобы сказать: "Картина художника Петрова изображает озеро "Большой Вудъявр". Это не озеро. Это несколько десятков граммов белой, коричневой и серой краски, беспорядоч­ но намазанной на полотне. Ан тихудож е ствены й портрет бурщика. Снова по­ чему-то выбран мрачный фон. Полусогнутая, неуклю­ жая фигура держит что-то в руках. Что-то, но не буровой молоток. А лицо бурщика! Лицо - сплошной желтый мазок, такой же, каким нари­ сован рудник. Ни носа, ни глаз, ничего. И, конечно, у нас нет таких бурщиков, ка­ ким изображает эту почет­ ную квалификацию худож­ ник. Эта картина - злая из­ девка, оскорбление буриль­ щиков. На руднике есть ударники бурщики. Почему не написать подлинный пор­ трет героя-ударника. Пусть каждый трудящийся знал бы в лицо лучшего удар­ ника горняка-бурщика за работой. А желтая мазня, кому она нужна?! Механизируется наш рудник. Мощные бремсберги и экскава торы , мотовозы, скрепе- Р а ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz