Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VIII О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ ЛОПАРЕЙ одобно другим народам, после веков язычес­ кой тьмы лопарей озарил, наконец, свет хрис­ тианства. В этой главе мы постараемся выяс­ нить, когда и при каких обстоятельствах это произошло, осознавая всю трудность точного ответа на дан­ ные вопросы ввиду отсутствия каких бы то ни было лите­ ратурных памятников, относящихся к этому предмету. Плантин утверждает со слов самих лопарей, что толь­ ко в XVI в. они впервые услышали о христианстве, из чего он делает вывод, что они выселились из Финляндии еще до распространения в ней христианства. "По-видимому, - говорит он, - только в прошлом столетии среди лопа­ рей впервые началась евангельская проповедь. До тех пор этот варварский народ ничего не знал о Спасителе и даже само имя Христа, по их словам, не было известно". Однако этому утверждению лопарей едва ли можно поверить. На основании некоторых данных можно пред­ полагать, что уже во времена Циглера христианская ре­ лигия была им известна и даже исповедовалась некото­ рыми из лопарей. Циглер жил в самом начале XVI века, т.к. был очевидцем Стокгольмской резни, учиненной ти­ раном Христианом датским, описание которой он нам оставил. Из слов Циглера можно заключить, что христи­ анство было известно лопарям и ранее. "Христианство, - говорит он, - лопари принимают, желая угодить королям, которые властвуют над ними". Говоря во множественном числе о "королях", он, конечно, имеет в виду не одного Христиана, а и его предшественников, царствовавших в более раннюю эпоху. Действительно, трудно было бы поверить, что целый ряд христианских королей, власти которых подчинялись лопари, мог спокойно допустить, чтобы этот народ кос­ нел во тьме язычества, ничего не ведая о Христе и хрис­ тианской религии. Уже король Эрик Померанский в од­ ном из своих посланий напоминает Упсальской Консис­ тории о необходимости посылать священников для про­ свещения лопарей. Впоследствии король Карл IX обосно­ вывает текстом этого письма свои претензии на владение Лапландией в споре с соседними государствами. "Уже Эрик Померанский, - пишет он, - хотя и бывший коро­ лем Дании, Норвегии и Швеции, обращается с послани­ ем именно к Упсальской консистории с требованием о на­ значении священников для проповеди христианства в Лап­ ландии". Да и могло ли быть иначе, когда их ближайшие соседи шведы и биркармийцы, давно уже принявшие хри­ стианство, находились с ними в постоянных торговых сно­ шениях, брали с них дань еще со времен Магнуса Ладу- лая, как было сказано выше, король же Магнус жил почти четыре века тому назад. Поэтому исходящее из уст самих лопарей признание, что с христианством они познакомились лишь какое-ни­ будь столетие назад, представляется мне невероятным. Напротив, я склонен думать, что со времен Магнуса Ла- дулая лопари постоянно сталкивались с христианством и многие из них даже принимали его на самом деле или только притворно. Именно в эту эпоху Лапландия подпа­ ла под шведское владычество, как видно будет из даль­ нейшего, и вполне естественно предположить, что с рас­ пространением своей власти над лопарями шведы спо­ собствовали также и внедрению христианства. С другой стороны, если верно наше предположение относительно переселения лопарей из Финляндии вследствие войны Эрика Святого и распространения им христианства в этой стране, то надо думать, что уже тогда лопари могли по­ знакомиться с христианской религией, хотя она и возбуж­ дала в них ненависть. Главное же, имея соседями фин­ нов, родственных им по происхождению, лопари не мог­ ли на протяжении ряда столетий ничего не слышать от них о Христе и его учении. Поэтому я настаиваю на том, что христианство стало известно лопарям уже со времен Эрика Святого, т.е. около пяти веков тому назад, но не имело у них успеха, пока они сохраняли свою независи­ мость. Когда же они подчинились шведскому владыче­ ству, то по собственной ли воле, желая угодить шведским королям, как говорит Циглер, или по другим причинам они стали массами принимать христианство. Так как это событие произошло при короле Магнусе Ладулае, жившем около 1277 г., то к этому моменту и надо относить начало христианства в Лапландии. Покончив с этим вопросом, попытаемся понять, ка­ ково было отношение лопарей к христианству. Циглер так характеризует его: "Они не стремятся ревностно к исповеданию христианства, но и не уклоняются от него с ненавистью, подобно иудеям, а просто принимают его в угоду королям, которые ими правят." Из этих слов со­ вершенно ясно, что для лопарей принятие христианства было чем-то внешним, обусловленным не сознанием его превосходства над их прежней религией и необходимо­ стью для спасения души, а лишь средством снискать ко­ ролевские милости и избежать неприятности, которые могли бы повлечь за собой сопротивление его рас­ пространению. Поэтому они венчались перед христиан­ ским священником и приносили к нему крестить ново­ рожденных. Но этим и ограничивалось проявление их христианских чувств, как говорил еще Олаф Магнус. Что же касается проповеди слова Божия и каких-нибудь на­ ставлений в прочих правилах и истинах христианского вероучения, то о них и помину не было. "Многие пастыри совсем отказались от забот о хрис­ тианском наставлении этого народа", - говорит Циглер. Это же подтверждают нам и старинные списки епархий с указанием приписанного к ним населения. В числе их нет Лапландской епархии и нет даже упоминаний о каких-либо христианских храмах, находящихся в Лапландии, или све

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz