Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VII. О ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ ЛОПАРЕЙ 31 шли к алтарю или трону, на котором восседал Юмала и содрали с него корону, украшенную двенадцатью драгоценными камнями, сорвали цепь, цена которой была не менее трехсот золотых марок". В другой летописи (Св. Олафа) встречается подоб­ ное же упоминание о цепи: "Карл подбежал к Юмале, т.к. увидел на шее у него толстую цепь. Выхватив секи­ ру, он разрубил запястье, с которым соединялась цепь лежащая на шее". Так переведен старинный текст, но зна­ чит ли употребленное в нем слово "men" - цепь, кажет­ ся мне сомнительным. Правильнее было бы перевести его "ожерелье". Однако как цепь, так и ожерелье одева­ ются на шею и скручиваются вокруг нее, предмет же, называемый словом men, лишь подвешивается на шее. Поэтому, чтобы снять его, надо было сперва разрубить секирой застежку, что было бы бессмысленно, если бы дело шло о цепи. Поэтому я думаю, что под словом "men" подразумевался золотой шар искусной работы, украшен­ ный драгоценными каменьями, почему в летописи и была указана лишь цена его, а не вес, как обыкновенно дела­ ется с цепочками. Этот шар, думается мне, прикреплен­ ный застежкой к шее, свисал на грудь идола Юмалы, как часто бывает в подобных случаях и в наши дни. Такое значение слову "men" придает и Ворм в своем словаре, говоря: "Men" - круглое, золотое украшение, подвешенное на ожерелье, от слова "mane", т.е. луна, форму которой оно напоминает своим шарообразным ви­ дом". Как бы то ни было, но Юмала изображался в виде идола, имеющего человеческий образ, с короной на го­ лове, украшенной двенадцатью драгоценными камнями, в чем сходятся оба летописца. Вследствие этого он мало отличался от того, как обыкновенно у язычников-шве- дов изображался Тор. Как я подробно сообщал в своих упсальских лекциях, скандинавский Тор изображался обыкновенно сидящим на троне с короной на голове, ук­ рашенной двенадцатью звездами (у Юмалы - двенадцать драгоценных камней). Все это заставляет меня предполагать, что биармы, а вслед за ними лопари под двумя различными именами поклонялись одному и тому же божеству или, по край­ ней мере, соединили воедино два разных божества. Юма- лой они называли истинного Бога, до познания которо­ го дошли отчасти руководствуясь естественным разумом, отчасти благодаря древним преданиям предков. Когда впоследствии вошел в славу Тор, то они стали и его (Юмалу) называть Тором или же Тору присвоили назва­ ние Юмалы. Я усматриваю это в том, что в настоящее время ло­ пари приписывают Тору те качества, которые первона­ чально, по всей вероятности, принадлежали только Юма­ ле, а именно верховную власть над всеми прочими бога­ ми, в особенности над дурными и зловредными, а также над жизнью и смертью людей, владычество над возду­ хом, громами и молниями и т.п. Возвращаясь к описа­ нию внешнего вида идола, я предполагаю, что он был сделан из дерева, т.к. из продолжения рассказа летопис­ ца мы узнаем, что удар секирой, которым Карл хотел раз­ рубить застежку был так силен, что им была отрублена голова Юмалы. В летописи Герроди рассказывается о том, что Юма­ ла был сожжен и превращен в пепел: "После того они вынесли из храма золото и все драгоценности, а затем подожгли его, обратив все в пепел". Говоря в данном слу­ чае "все обратив в пепел", летописец подразумевает, что сгорел весь храм с богами, со всей священной утварью, кроме драгоценностей и золота. Золото, о котором упо­ минается здесь, специально приносилось в жертву Юма­ ле. Биармцы наполняли его лоно золотом, насколько мог­ ли, на коленях у него помещалась кроме того тяжелая чаша громадной величины. В нее бросали золото в каче­ стве священной дани и все приносимое в жертву богу. "С колен его, - говорит тот же исландский летопи­ сец, - сняли золотую чашу такой величины, что четверо мужей вдоволь могли бы из нее напиться. Она была пол­ на сверкающим золотом". В летописи св. Олафа говорится, что чаша была не золотая, а серебряная: Торер вернулся к Юмале и унес серебряную чашу, стоявшую у него на коленях, полную до краев серебряными монетами". Следует заметить, что летописец говорит здесь не просто о серебре, а о сереб­ ряных монетах, что, по всей вероятности, относится так­ же и к золоту. Его рассказ о серебряной чаше не проти­ воречит предыдущему упоминанию о золотой, т.к. в эпо­ ху св. Олафа золотая чаша уже была похищена и биарм­ цы не успели еще восстановить прежнее великолепие, ограничившись серебряной. Биармцы поклонялись Юмале не всюду, где придет­ ся, а лишь в немногих, определенных местах или, быть может, даже в одном единственном, где было выстроено нечто вроде храма. Такой вывод можно сделать из слов летописца, из которых видно, что этот особый храм был известен немногим и помещался в отдаленном, уединен­ ном месте среди дремучего леса. Он приводит слова де­ ревенской девушки: "В этом лесу есть красивый храм, принадлежащий королю Гаркеру (Harcker), а в нем бог, которого чтят все вокруг, по имени Юмала". Я сказал "подобие храма", т.к. он не походил на обыч­ ные храмы, имеющие стены и крышу, а представлял со­ бой лишь место, огражденное тыном (hoff - двор или menshoff- лат. habo, т.е. круг, охватывающий луну), по­ добно тому, как у древних забором окружались символы и статуи богов. Собственно, таковы же были древние римские храмы, не имеющие крыши. Недаром Фест (Festus) говорит: "Храмом называется открытое со всех сторон место, откуда можно смотреть в любом направ­ лении. Если бы он имел крышу, то нельзя было бы "смот­ реть в любом направлении". Таким тыном и был окружен Юмала в дебрях дев­ ственного леса, по словам исландского летописца: "Сре­ ди леса вышли на поляну, на которой поднимался высо­ кий тын с запертыми воротами". Тут и тын, тут и ворота, запирающиеся перед тем, кто не допускается к богу, тут среди леса hoff (двор), т.е. то же, что римляне называли templum (открытый храм). Древние часто ставили своих богов в лесах и рощах и при этом старались, чтобы святое святых не замыка­ лось какими-нибудь видимыми гранями, а было откры­ то со всех сторон. Вот и все, что можем сказать о Юмале и древнем культе его у биармцев; о Торе, Солнце и прочих богах; поскольку это относится к этой эпохе, у нас нет никаких сведений кроме того, что составляет предмет современ­ ного нам культа, о чем будет подробно сказано в следу­ ющих главах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz