Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VII О ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ ЛОПАРЕЙ ознакомившись в предыдущей главе с исто­ рией происхождения лопарского народа, пе­ рейдем теперь к более подробному его опи­ санию. Прежде всего остановимся на рели­ гии лопарей, и при этом не только в том ее виде, в каком она сохранилась до наших дней, а постараемся понять, какою она была до распространения среди лопарей хри­ стианства. В дохристианскую эпоху нынешняя Лапландия, как видно из предыдущих глав, была населена финнами, лап- пофиннами, скридфиннами, или биармцами, которые впоследствии стали называться лопарями, и все они, ко­ нечно, имели какую-то религию. Христианство распро­ странилось среди лопарей сравнительно поздно. Какова же была эта первобытная религия лопарского народа и его предков? Вне всякого сомнения, они были язычниками, по­ добно всем прочим народам севера той отдаленной эпо­ хи, но т.к. языческие религии могут быть довольно раз­ нообразны, то возникает вопрос, что из себя представ­ ляла языческая религия этого народа. По всей вероят­ ности, она мало отличалась от религии финских пле­ мен, от которых произошли лопари. Сведения о древ­ нейшей религии финнов весьма скудны, т.к. не сохра­ нилось никаких памятников, проливающих свет на этот вопрос. Поэтому возможно лишь косвенно строить до­ гадки о ней, основываясь на тех данных, которые мы имеем относительно биармцев и скридфиннов, а также на уцелевших остатках этих верований, живущих еще в наше время среди финнов и лопарей. О биармцах, бывших, как нам удалось установить, древнейшими финскими выходцами в Лапландии, мы знаем, что они поклонялись богу, которого звали на сво­ ем языке Юмала (Jumala). В летописях, относящихся к царствованию норвежского короля святого Олафа, гово­ рится: " В ковчеге стоял бог биармцев, называемый ими Юмала (Jumala)". У другого исландского летописца встречается описание храма биармцев, в котором они по­ клонялись своему главному богу Юмале. Из этих цитат видно, что имя бога Юмала и Иомала летописцами при­ водятся как бывшие в употреблении у этого народа и не совпадающие с названиями божества, знакомыми тем се­ верным народам, к которым принадлежали сами лето­ писцы, т.е. готам, норвежцам или исландцам. Какому же другому народу могло быть свойственно это название, как не финнам, которые и сейчас поль­ зуются этим словом для обозначения Господа Бога (Deus - римляне, Gott или Godh - шведы и готы, по-фин- ски - Jumala), по старой привычке удерживающимся еще со времен язычества. Не подлежит сомнению, что это обозначение бога (Юмала) перешло к биармцам от финнов и удержалось впоследствии и среди лопарей, пришедших также из Финляндии и перемешавшихся с более ранними выходцами, биармцами, образовавшими один народ. Кроме Юмалы, лопари чтили еще бога, соответство­ вавшего шведскому Тору. Это явствует не только из того, что и поныне, как видно будет из дальнейшего, среди главнейших богов лопари чтут некого Тора, но и из того, что у древних финнов, в особенности у тавастов, был бог, называвшийся ими Туррисас (Turrisas), что равно­ сильно Тору. Михаил Вексионий в своем "Описании Швеции" позаимствовал у Зигфрида Аро, написавшего поэму о финских богах, следующее сообщение: "Тавасты покло­ нялись богу войны и победы Туррису". Более правиль­ ное название этого бога не Туррис, а Туррисас, состоит из двух слов - Туррис, или Туррус, Торус (Тор) (так раз­ лично бывает его начертание, как я указывал в своих уп- сальских лекциях), и Ас, т.е. владыка асов или азов, ази­ атов, ибо азами называются народы, в древнейшие вре­ мена пришедшие в эти области из Азии, предводителем которых и был Туррисас. Ему под этим именем и покло­ няются финны. Значительная древность его доказывается еще и тем, что старинный исландский писатель Арнгрим Ионас рас­ сказывает о том, что в древности у финнов был царь по имени Торр, величайший из королей Нора (Nori), отку­ да, по мнению некоторых ученых, произошло и название Норвегии (по-норвежски - Norge или Norige) OTNoririge, т.е. царство Нора (Nori). Подобное превращение родо­ начальников династии или основателей государства в бо­ гов часто бывало в языческой древности. Таким образом, бог Тор получил название от како­ го-то древнего царя Торра или Турра и стал предметом поклонения у финнов и от них перешел и к лопарям вме­ сте с языком, обрядами и обычаями. К этим двум богам Юмале и Туррисасу, или Тору (если они не были одним и тем же богом), лопари при­ соединили третьего - Солнце. И заключаю я это из того, что они и поныне чтят Солнце в числе своих главней­ ших богов. Кроме того, культ Солнца является одним из самых распространенных среди почти всех диких языческих народов. Легко понять, насколько большее значение, чем для народов, живущих в умеренных климатах, имел культ Солнца, подателя всеоживляющего тепла и света, для ло­ парей, пребывающих во власти темной ночи и страш­ нейшей стужи. В дальнейшем я подробнее остановлюсь на описании этого культа. Таким образом, мы познакомились с главнейшими и древн ейш ими богами лопарей , с богами majorumgentium (старейшими), как говорили римляне. Несомненно, наряду с ними существовали и более мел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz