Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VI О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА ткуда взялся лопарскии народ и в силу каких причин поселился в тех областях, которые он в настоящее время занимает, мы не зна­ ем и не находим ответа на эти вопросы и в исторических сочинениях. Предположить, что лопа­ ри произошли от шведов, совершенно невозможно, т.к. нет ничего общего между теми и другими ни в строе­ нии тела, ни в характере, ни в языке, ни в верованиях, ни в обычаях. Всякий, кто хоть раз видел лопаря, не сможет усомниться в том, что они принадлежат к ка­ кому-то совсем иному племени. Точно так же нельзя предположить, что они произошли от русских, или московитов, т.к. с ними у лопарей не больше сходства, чем со шведами. Русские в большинстве случаев от­ личаются высоким ростом, лопари же приземисты и малы, русские крепкого телосложения и часто полны, лопари же худощавы и мелки, волосы у русских гус­ тые, бороды окладистые, у лопарей - короткие и ред­ кие, наконец, цвет лица у русских чаще румяный и здо­ ровый, у лопарей же буроватый и землистый. Что ка­ сается языка лопарей, то в нем нет ни малейшего сход­ ства с русским. Иоанн Торней энергично подчеркивает различие меж­ ду этими двумя народами. "Лопари не могут происходить от русских, - говорит он. - Русский строит себе дом, об­ рабатывает землю, имеет коров и лошадей, ничего этого нет у лопаря, этим он не занимается и не заботится об этом. Кроме того, между языками этих двух народов нет ничего общего". Из всех соседних народов, которым мож­ но приписать родство с лопарями, остаются еще норвеж­ цы и финны. Что касается норвежцев, то к ним можно отнести все сказанное уже о шведах в виду общности их происхождения. Таким образом, остается лишь единствен­ ная возможность предположить, что лопари происходят от финнов. Такого же взгляда держался и Вексионий. "Лопари, по-видимому, являются отпрысками финнов", - говорит он в своем "Описании Швеции" и несколько далее: "Ло­ парский народ вышел, вероятно, из Финляндии, где один приход даже до сих пор называется Лаппио (Lappio). Эта последняя ссылка на будто бы существующий там при­ ход, предполагаемую прародину лопарей, кажется мне лишенной серьезных оснований. Что же касается выска­ занного им мнения о родстве лопарей с финнами, то оно представляется весьма вероятным и разделяется большин­ ством ученых. В числе этих последних следует особенно упомянуть Германа Конринга, который высказывается по этому вопросу следующим образом: "Лопари по всей ве­ роятности пришли в Северную Европу из Азии, т.к., по- видимому, они одного происхождения с финнами и само­ едами". Мне кажется, что это мнение может быть подтверж­ дено рядом доказательств. Начнем хотя бы с того, что сами лопари называют себя Sabmi или Same, финны же, как известно и как указывал уже Вексионий, называют себя Suomi. Очевидно, что между этими словами почти нет раз­ ницы и отличие сводится лишь к существованию двух диалектов. Далее, у обоих народов сохранилось предание об об­ щем родоначальнике, которого и те и другие называют Юми (Jumi). "Из рода в род, - говорит Иоанн Торней, - передается у них древнее предание о прародителе всего народа по имени Юми". То же самое он рассказывает о финнах: "В старину финны считали своим родоначаль­ ником некого Юмо". Эти предания, сохранившиеся в на­ роде с древнейших времен, как нельзя лучше подтверж­ дают мысль об общем происхождении этих двух народов. Еще более доказывает это язык, который хотя и не совсем одинаков у обоих народов, но в смысле основных форм и корней представляет полное тождество. Так, например, Бог по-фински - Jumala, по-лопарски - Jubmal, огонь по- фински - tuli, по-лопарски - tolle, гора у одних - wuori, у других - warra и т. п. Дальнейшие доказательства родства этих народов можно почерпнуть из наблюдения над их наружностью и обычаями. Финны, подобно лопарям, приземисты, чер­ новолосы, с широкими скуластыми лицами. Отдельные мелкие различия легко объясняются разницей климати­ ческих и бытовых условий и ничуть не противоречат мне­ нию об общности происхождения. Даже одежда финнов немногим отличается от костюмов лопарей. Для примера я помещаю здесь изображение финна древних времен в том виде, в каком он изображен на стене Сторекирской церкви в Эстерботнии, где запечатлена сцена убийства епископа Генриха язычниками - финнами. Если сравни­ вать его костюм с одеждой лопарей, которая подробно будет описана мною в главе 17-й, то будет ясно, что меж­ ду ними почти нет никакой разницы. Наконец, самый характер представителей обоих на­ родностей имеет большое сходство. Финны, подобно ло­ парям, как говорит Вексионий, более трудолюбивы вне дома и за пределами своей земли, в домашней же обста­ новке любят предаваться безделию. Как уже было указа­ но, лопари также принимаются за работу лишь под дав­ лением крайней необходимости. Финны, по словам Век- сиония, упрямы и упорны, точно таковы же и лопари, в особенности, когда что-нибудь возбуждает их подозри­ тельность или жажду мести. Финны суеверны и склонны к колдовству, про лопарей это можно повторить в еще большей степени. Поэтому-то Олаф Магнус говорит сра­ зу о двух этих народах: "Северные страны, Финляндия и Лапландия, некогда так погрязли в языческих суевериях и колдовстве, как будто самим персом Зороастром были наставлены в этой дьявольской науке".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz