Живая Арктика. 2008, №1.

Глава V. О ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛОПАРЕЙ 23 Примеры такой распущенности мы видим также сре­ ди тех немногочисленных лопарей, которые, оставив ро­ дину ради школьных занятий, не только не подавляли своей чувственности, но, видимо, даже не считали ее по­ роком. Конечно, не везде дело обстоит одинаково в силу ли различия климатических или бытовых условий. Так, например, относительно торнеоских лопарей и Иоанн Торней высказывается в весьма благожелательном смыс­ ле: "Распутство и тайные половые связи редко встреча­ ются в их среде, так что иногда проходят годы без того, чтобы приносили крестить незаконнорожденных детей". Против этого, конечно, можно возразить, что нет ничего удивительного в том, что потомство от этих связей бы­ вает малочисленным у народа, не отличающегося вооб­ ще плодовитостью. Покончив с отрицательными качествами лопарско­ го народа, остановимся и на по­ ложительных его чертах. Прежде всего повторим то, что уже было сказано выше о соблюдении ими святости брачного союза. Об этом говорит Вексионий , п оч ер ­ пнувший, по-видимому, свои све­ дения у Бурея, подлинные слова которого таковы: "Нарушения супружеской верности редко встречаются у лопарей. Брак счи­ тается священным и соблюдается ими нерушимо." Иоанн Торней подтверждает это: "Святость бра­ ка охраняют ревностно, как и дру­ гие христианские народы". Также и Дамиан Гоен: "Они ревностно охраняют св ятость и н ер у ­ шимость брачных уз". Еще один очень важный факт, что среди лопарей почти неизвестны кражи. Каждый спокой­ но владеет своей собственностью. "Кражи, - говорит Бу­ рей, - очень редки среди лопарей, о них почти никогда не приходится слышать". Это подтверждает и Вексионий, и Торней, и Олаф Магнус. "Не только у лопарей, - говорит по этому поводу Бурей, - но даже и у купцов, ведущих с ними торговлю и перевозящих какие-нибудь товары, вош­ ло в обычай спокойно оставлять их, прикрыв чем-нибудь для защиты от снега, и отправляться куда-нибудь далеко, даже надолго, нисколько не сомневаясь в том, что никто не тронет вещей до их возвращения". Так обстоит это дело у этих людей, не имеющих ни городов, ни домов. Этот обычай стал для них необходимо­ стью. Разумеется, если бы кражи в их среде были дозволе­ ны, то, не имея ни запоров, ни замкнутых помещений, они не смогли бы поручиться за целостность своих вещей и жизнь стала бы для них совершенно невыносимой. К числу хороших качеств лопарей следует отнести их гостеприимство по отношению к странникам и беднякам, которым они охотно дают пристанище и которых часто кор­ мят у себя довольно долгое время. "Лопари охотно прини­ мают бедных, - пишет Торней, - и кормят их иногда целый год, иногда менее, смотря по состоянию, и по истечению этого срока на своих оленях отвозят к соседям". Самуил Реен останавливается на этом еще подробнее: "Некоторые из них так милосердны и полны участия по отношению к обедневшим сородичам, что в случае если какой-нибудь разорившийся лопарь, лишившийся своих оле­ ней, приходи т к более богатому и просит у него одного или двух или даже двадцать оленей для какой-нибудь работы, он редко получает отказ". Добавлю еще, что лопари гостеприимны и к приез­ жим чужестранцам, также охотно предлагают ему ноч­ лег в своем доме, гіищу, какая у них есть, и любые свои услуги. "Чужестранцев и путешественников, - отмечает Иоанн Торней, - лопари встречают гостеприимно, пре­ доставляя им кров и пищу, - словом, все, чем сами в данный момент располагают". В описаниях мореплавателей, посещавших северные побережья, можно найти немало примеров того, как радушно и ласково принимали лопари потерпевших кораблекрушение, блуждающих по их стране путеше­ ственников. Об этом качестве лопарей есть упомина­ ние и у Скалигера (Ехегс. 213): "Известно, что лопари не причи­ няют зла тем, кому оказывают гостеприимство". Все вышеупомянутые каче­ ства должны почитаться похваль­ ными добродетелями лопарей. В остальном, по сравнению с дру­ гими северными народами, ло­ пари все же представляются наи­ менее культурными и цивилизо­ ванными. Уже Павел Иовий на­ звал их "первобытным народом", так же и Вексионий в своем "Опи­ сании Швеции". Но несмотря на некую "не­ культурность", лопари любят чи­ стоту и часто моют водою лицо и руки. "Хотя они и живут в дымных шалашах,- говорит о них Самуил Реен, - но, несмотря на эго, соблюдают чис­ тоту, ежедневно тщательно умываясь водой, моют лицо и руки". А вот Иоанн Торней говорит прямо противопо­ ложное: "Многие лопари болеют чесоткой, т.к. редко умы­ ваются, волосы же на голове никогда не причесывают". Но это опять-таки относится лишь к торнеоским лопа­ рям, среди которых он жил, что же касается других, то ничего подобного сказать о них нельзя. Нельзя отказать лопарям и в умственных способно­ стях, находящих применение в их повседневной жизни. Это особенно бросается в глаза, если учесть, что всю свою домашнюю утварь и орудия они изготовляют для себя сами, сами шьют себе одежду, делают обувь, изго­ товляют деревянные сосуды, орудия всякого рода, как для кочевья, так и для охоты, рыболовства и прочих про­ мыслов. Некоторые из этих изделий не только хороши и полезны, но даже художественны, как будет видно из дальнейшего. Кое-что они выделывают не только для себя, но и по заказам других людей. "Лодки, сети, всякую домашнюю утварь превосходно мастерят, - говорит о них Циглер, - и вывозят в соседние области". Иоанн Торней говорит еще, что лопари отличаются прекрасной памятью и здравым смыслом. Впрочем, все эти качества лопарей выступают яснее при описании отдель­ ных сторон их быта в тех главах, где мы подробнее остановимся на их промыслах, изделиях и т.п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz