Живая Арктика. 2003, №1.

Проект подводной лодки инж. А. Тарасова, 1940 5 : ,ѵ полярного подводного судна, спе­ циально предназначенного для изучения Северного морского пути. Согласно проекту, в верхней части корпуса судна должны нахо­ диться лыжи-полозья для смягче­ ния ударов при подъеме его к по­ верхности ледяного поля. Чтобы экипаж лодки мог выйти на поверхность льда, были запро­ ектированы специальные выдвиж­ ные устройства - конусы с систе­ мой автогенных горелок (автоген­ ное пламя, как известно, не гаснет в воде). В обычных условиях автогенные аппараты будут "утоплены" в корпусе и герметически зак­ рыты стальными жалюзи. В случае необходимо­ сти судно может всплыть: гидравлические устрой­ ства выдвинут автогенные аппараты, и пламя проделает во льду полынью. В носовом отсеке подводного суд­ на предполага­ лось установить автоматически управляемый глубоководный батискаф, а по бортам - два во­ долазных люка со шлюзовыми камерами для выравнивания давления. Через симм е тр и чно расположенные обзорные иллю­ минаторы долж­ ны производиться наблюдения за окружающей средой. Большой люк, оборудованный посреди палубы, будет вести в гидравлическую камеру, из которой в случае аварии смогут автоматически "выстреливаться" специальные эллиптические снаряды (А. Тарасов назвал их "подводными па­ рашютами"), внутри которых разместятся люди, собаки, провизия, оборудование. В надводном положении на чистой воде арк­ тическое судно, согласно проекту, могло превра­ щаться в скоростной глиссер: для этого в корпу­ се лодки предполагалось установить мощные выдвижные авиационные двигатели с трехлопа­ стными воздушными винтами. Первая арктическая экспедиция на подвод­ ной лодке была организована в 1931 году извес­ тным к тому времени полярным исследователем Губертом Уилкинсом, уроженцем Южной Австра­ лии. В 1930 году Г. Уилкинс, утвердившись в идее Джорж Уилкинс (1888-1958) Plan of a submarine by the engineer A Tarasov, 1940 подледного плавания к Северному полюсу, напра­ вился в США, где надеялся получить необходи­ мую финансовую помощь для этой экспедиции. Здесь он познакомился с С. Лэйком и С. Дэнен- хоуером, возглавлявшими компанию по подъему затонувших подводных лодок. Поскольку средств на постройку специальной подводной лодки не хватало, компаньоны реши­ ли использовать для своей экспедиции уже го­ товую и арендовали у правительства США спи­ санную подводную лодку конструкции того же С. Лэйка. Внутренний вид германской коммерческой подводной лодки, предназначенной для прорыва блокады в водах Арктики. 1916 г. inside of German commercial submarine, designed to break through the blockade of Arctic waters, 1916 U M

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz