Живая Арктика. 2003, №1.

Владимир Потанин Й Ш Ы Т Ь ИЯ Emerqinq at the North Pole! И дея достижения Северного полюса на подводной лодке насчитывает более трех столетий. Важная роль в ее развитии при­ надлежит и нашим соотечественникам. В историю подводного мореплавания Россия внесла значительный вклад. Один из первых рус­ ских проектов "потаенного огненного судна" для ведения боевых действий был сделан во времена Петра I русским матросом-самоучкой Ефимом Никоновым в 1724 г. За рубежом первый такой корабль появился в 1773 году как изобретение американца Д. Бюжнеля. С конца XVIII века проекты подводных лодок бесконечно совершенствовались, и уже к началу русско-японской войны в мире существовала раз­ витая судостроительная промышленность по из­ готовлению подводных лодок. В России их стро­ или Балтийский и Невский судостроительные за­ воды, в США - фирмы С. Лэйка и Д. Голланда, в Германии - фирма Круппа. Появились и новые проекты использования подводных судов - для арктических экспедиций и достижения Северного полюса. В этих проектах было еще много фантастического, однако ведь и многие идеи Жюля Верна, казавшиеся когда-то совершенно утопическими, в наши дни стали ре­ альностью, обрели жизнь. Наиболее реально для своего времени рас­ сматривал вопрос о возможности арктического подводного мореплавания Дмитрий Иванович Менделеев, проявивший себя и инициатором полярных исследований, и выдающимся деяте­ лем судостроения. Будучи консультантом морского министер­ ства, Д.И. Менделеев принимал деятельное уча­ стие в рассмотрении проектов подводных лодок, кораблей, в оборудовании опытного судострои­ тельного бассейна. В этом бассейне испытыва­ лась модель ледокола "Ермак". Менделеевым был разработан план высоко­ широтной научной экспедиции, намеченной им на 1901-1902 годы. В его архивах сохранились на­ броски специального арктического проекта под­ водного корабля. Замысел ученого остался неосуществ­ ленным, но уже несколько лет спустя русские под­ водники практически доказали возможность пла­ вания лодок подо льдом. Приоритет ледового и подледного пла­ вания подводных лодок принадлежит рус­ ским дальневосточным военным подводни­ кам: взиму 1905 года подводная лодка "Сом" из Владивостока впервые плавала во льдах, а в 1908 году подводная лодка "Кефаль" в опытном порядке прошла подо льдом 4 мили за 1 час 32 минуты. В 1940 году журнал "Советская Арктика" опубликовал статью инженера А. Тарасова "В Арктику под водой". В ней описан проект ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz