Живая Арктика. 2002, №1.

№ 1 (22) сентябрь 2002 т st- ■ ■' л • шаж Иьв^ Ошанин ром развива­ ется перехо­ дящее крас­ ное знамя. Н е в д а ­ леке работа­ ет второй э кс ка в а то р "че твер ка ". Под прожек­ торами нари­ сованным и недвижимым кажется парк О громная челюсть ковша медленно лезет все выше и выше по забою, забирая мо­ рену. Внезапно верхний растительный слой глыба­ ми разлетается в стороны, ковш взмывает на не­ сколько метров вверх и разом, плавно и точно идет вправо. Под светом прожекторов вспыхивают ос­ каленные зубья ковша. В момент, когда ковш достигает думпкара, бес­ шумно переводится невидимый рычаг, и морена мягко высыпается. Ковш возвращается обратно и ныряет в глубину забоя. Весь корпус экскаватора напрягается вместе с ковшом, машина работает ровно, одним дыханием. У рычагов экс­ каватора "ху­ дожник" Ус- марев. Над э к с к а в а т о - паровозов. Гремят короткие свистки. Идет ночь, про­ изводственная ночь строителей Верхней Нивы - ко­ лыбели энергии. На горло реки здесь, в нескольких стах метрах от озера Имандра, сядет тяжелая каменная и зем­ ляная плотина. Сооружения головного узла Верх­ ней Нивы позволят регулировать нагрузку воды в деривационном канале Нива-2, обеспечат беспе­ ребойное питание энергией мельниц, бремсбергов и печей апатитовой индустрии Хибиногорска. Работы на Верхнем Нивастрое начались с мар­ та 1934 года. Экскаваторы по гусеницы увязали в грунт, в вяз­ ких грунтах тонули рель­ сы. Не были о р г а ­ н и з о в а н ы свалки море­ ны, и машины часами про­ с т а и в а л и , ожидая думп­ кар. С о т е н семь-восемь рабочих не имели по су­ ществу хозяи­ на. Все зав. о т д е л а м ! были подчи­ нены... самим 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz