Живая Арктика. 1997, №1 (7).

Ж И В А Я №1, январь, 1997 по словам художника,- «носи­ тельница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Это и происходит, когда Врубель рисует цветы: в глубоком созерцании откры­ вается сама душа природной формы, и, отвергнув привыч­ ку «называть вещи своими именами»,карандаш как бы внемлет этому самораскры­ тию природы и запечатлевает не столько облик формы, сколько тайну ее образования. Необыкновенна, таинственна и фантастична сама природа, данная непредвзятому со­ зерцанию и тем самым уклонившаяся от закрепощения в именах и названиях. Как бы ни были причудливы об­ разы Врубеля, их подлинной родиной является приро­ да. Художник до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир, однако это знание было для него лишь средством выражения I прекрасного мира своей души. Подлинно идеальное и состоит в уменье так ис­ пользовать реальные сред­ ства, чтобы сотворенная ху­ дожником правда создавала иллюзию действительно су­ ществующего. «Когда пыта­ ешься добросовестно следо­ вать за великими мастера­ ми,- писал Ван Гог,- видишь, что в определенные момен- хочу сказать, что так называ­ емые творения великих мас­ теров можно увидеть в самой действительности, если смот­ реть на нее теми же глазами и с теми же чувствами, что они... Действительность - вот извечная основа подлинной поэзии, которую можно найти, если искать упорно и вскапы­ вать почву достаточно глубо­ ко...» В этом вся суть дела. Для восприятия, исполненно­ го готовности к одушевленно­ му и одушевляющему труду, нет безусловной границы между искусством и действительностью, ибо они живут совместной жизнью и сообща вырабатывают жизненные человеческие ценности. Вот почему, рассматривая «ри­ сунок» ветвей, мы как бы угадываем в формах естественного роста руку Леонардо или Ремб­ рандта; в узорах замерз­ шего окна прочитывается картина Врубеля, а хлеб­ ные поля отдают долж­ ное палитре Ван Гога... Природа говорит с чело­ веком на языке искусст­ ва, становясь «картиной природы» ИЛИ «картиной Ф.Марк. Два жеребенка. 1911 мира». Обретая в человеке сознание собственного смыс­ ла, природа, по-человечески воспринятая, возвращает­ ся к человеку образами и смыслами. От ее имени и сви­ детельствует искусство: мир - это произведение, у него ты все они глубоко погружались в действительность. Я есть образ и смысл, смотрите и понимайте. Г ѵлархнба ю вйГ’КР V J А.П.Семенов-Тян-Шанский С т и х и - г н о м . ы Мать Природа не знает единства и равенства в детях, И на неравенстве сил зиждет свой вечный закон. 26 . 04 . 1917 . Много мы слышим теперь о равенстве, братстве народов, Только не слышно о том, как нам Россию сберечь. 28 . 04 . 1917 . Если в природе ты царь, гнушайся над ней самовластья: Тот же природа народ. Дай ей творить свою жизнь! 20 . 05 . 1917 . Видится мне впереди лишь борьба при растрате безумной Первоисточника средств жизни людской на земле. 30 . 12 . 1917 . Видится мне истощенье зиждительной силы Природы, Если намерен ты жить лишь для себя, человек! 30 . 12 . 1917 . Если для стройки великой призвал ты не лучших, а худших, Разве не ясно, какой дом твой постигнет удел? 20 . 02 . 1918 . Тщетно ты мнишь, человек, Владыкою стать над природой: Вечный природы должник, вечный ее ты и раб! 19.11.1917. Если бы ты, человек, не развился в тирана природы, Матерью высших существ стать возмогла бы она. 1B.01.1923. Верь, что природе дана великая власть возмещенья, И при утрате любой, жди возмещенья другим. 17.07.1925. В жизни людей и народов причины великих трагедий Часто в психозе одной личности скрытно лежат. 29.07.1941. Сколько бы дани земле ты не отдал, свой путь совершая, Если поэтом ты был, - не был земли ты рабом. 3.04.1917. Если жива и цветет красота в человеческих душах, Жизни не тяжко ярмо, даже и в тяжкие дни. 16.08.1923. Не тех, кто щедрою увенчанный судьбою, Нередко получал награду сверх цены; Но тех, кто душу нам отдав, с ее красою, Забыт, молчит и спит - мы поминать должны! 5 . 01.1942 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz