Живая Арктика. 1997, №1 (7).

Ж И В А Я Ж Ш | №1, январь, 1997 которая принесена в жертву. Я покупаю у туземцев орленка, ко­ торого они поймали на берегу, что­ бы спасти его от жестоких рук. Но теперь я должен решить: или по­ зволить ему умереть с голоду, или убивать каждый день несколько ры­ бешек, чтобы кормить его. Я решаю в пользу второго варианта, но каж­ дый день я отчетливо сознаю от­ ветственность за принесение од­ ной жизни в жертву другой. Находясь, как и все живые су­ щества, перед лицом этой дилем­ мы, неизбежно возникающей из всеобщей воли-к-жизни, человек вновь и вновь оказывается в поло­ жении, когда он может сохранить свою собственную жизнь и жизнь вообще только ценой другой жиз­ ни. Если этика благоговения перед жизнью затронула его, он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным чело­ веком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии по­ мочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение. Благодаря активной этике любви, религиозной по своему характеру, а также благодаря своей духовной направленности мировоззрение благоговения перед жизнью существенно связано с христианским мировоз­ зрением. Поэтому для христианства и для мышления появляется возможность вступить в новые взаимоотно­ шения друг с другом - взаимоотношения, которые по сравнению с ныне существующими будут больше содей­ ствовать развитию духовной жизни. Христианство не нуждается в мышлении для того, чтобы прийти к лучшему осознанию самого себя. Сто­ летиями оно хранило как сокровище великую заповедь любви и милосердия, не понимая, что она является ос­ нованием для борьбы против рабства, сжигания ведьм, ыток и всех других древних и сред­ невековых проявлений бесчеловеч ности. И только испытав влия­ ние мышления в век Просве­ щения, оно постепенно вклю­ чилось в борьбу за гуман­ ность. Воспоминание об этом всегда должно предохранять его от напускания на себя ка­ кого бы то ни было превос­ ходства по отношению к мы­ шлению. Существенный элемент христианства - как оно про­ поведовалось Иисусом и по­ нимается мышлением - зак­ лючается в том, что только через любовь можем Мы до­ стигнуть общения с Богом. Все живое знание Бога поко­ ится на этом фундаменте: мы познаем его в наших жизнях как волю-к-любви. Тот, кто понял, что идея Любви - это духовный луч света, дошедший до нас из бесконечности, перестает требовать от религии, чтобы она предоставила ему полное знание сверхчувственно­ го. Он не может, конечно, не задумываться над велики­ ми вопросами: каков смысл существования зла в этом мире, каким образом в Боге, великой Первопричине, не­ раздельно существует воля-к-созиданию и воля-к-люб- ви; в каком отношении находятся друг к другу духовная и материальная жизнь и каким образом наше существо­ вание является в одно и то же время и преходящим, и вечным. Однако он способен отставить эти вопросы в сторону, как бы ни было для него мучительно навсегда расстаться с надеждой получить на них ответы. Зная о духовном существовании в Боге через лю­ бовь, он в этом знании находит то единственное, что ему необходимо («единое на потребу»). «Любовь никогда не перестает... хотя и знание уп­ разднится»,- говорит ап. Павел. М ю р р э й Букчин с щ и л м х ш х о щ и е щ л о ш ш ш х . гщгмшщр. У нас есть склонность считать экологические ка тастрофы, подобные разливу нефти из танкера Эксон Валдез возле Аляски - просто "несчастными слу­ чаями"; отдельными явлениями, которые случаются вдруг без всякого предупреждения. Но когда же, нако­ нец, само словосочетание "несчастный случай" станет более несоответствующим происходящему? Когда та­ кие проишествия будут считаться неизбежным следстви­ ем нашего общественного развития, а не только траги­ ческими случайностями? Для защитников окружающей среды должно быть ясно, что глобальный экологичес­ кий кризис - это результат социального и экономическо­ го устройства нашего общества, а не просто результат отдельных неудач. Если проишествие с Эксон Валдез также, как и Чернобыль или аварии на других атомных электростанциях трактовать просто как несчастный слу­ чай - общественное мнение снова будет отвлечено от социального кризиса исторических пропорций: мы жи­ вем в обществе, которому присуща антиэкологичность. Эта ситуация не может быть исправлена действия­ ми государственных деятелей или отдельными законо­ дательными актами. Главной задачей является глубо­ кое структурное изменение общества. Возможно наибо­ лее заметной проблемой является бесконт­ рольный рост. В современном обществе нео­ граниченный экономический рост принято счи­ тать свидетельством прогресса человечества. В действительности, (оконч. на стр 14 ) 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz