Живая Арктика. 1999, №1.

К огда пятилетний Моцарт, только что отбежав от клавесина, растянулся на скользком дворцовом паркете, и семилетняя Мария-Антуанетта, единственная из всех, бросилась к нему и подняла его, - он сказал: "Celle-je l’e’hjuserae", и, когда Мария-Тереза спросила его, почему? - Par reconnaissance Скольких она потом, Королевой Франции, подыма­ ла с паркета - всегда скользкого для игроков - честолю- бивцев - кутил, - крикнул ли ей кто-нибудь par reconnaissance - "Viva la Reine!" - когда она в своей те­ лежке проезжала на эшафот. Reconnaissance - узнавание. Узнавать - вопреки всем личинам и всем морщинам - раз, в какой-то час узренный, настоящий лик. Благодарность. Я никогда не бываю благодарна людям за поступки, -іо п ь ко за сущности! Хлеб, данный мне, может оказать­ ся случайностью, сон, виденный обо мне, всегда сущ­ ность. Я беру, как я даю: слепо, так же равнодушная к руке дающего, как к своей, получающей. Человек дает мне хлеб. Что первое? Отдарить, что­ бы не благодарить. Благодарность: дар себя за благо, то-есть: платная любовь. Я слишком чту людей, чтобы оскорблять их платной любовью. Оскорбительно для меня, следовательно оскорби­ тельно и для другого. Добрая воля, направленная на меня, никогда ничего не предрешала. Личность (направленность на меня) дара, в моем восприятии дара, отсутствует. Я благодар­ на не за себя и не за соседа, я благодарна. Меня не купить. В этом вся суть. Меня можно купить только сущностью. (To-есть-сущность мою!) Хлебом Вы купите: лицемерие, лжеусердие, любезность, - всю мою пену - если не накипь. Купить - откупиться. От меня не откупишься. Купить меня можно - только всем небом в себе! Не­ бом, в котором мне может быть даже не будет места. Благодарна я вне-лично, то-есть лишь там, где я, по­ мимо доброй воли человека и без его ведома, могу взять сама. Отношение не есть оценка. Это я устала повто­ рять. Оттого, что ты дал мне хлеб, а я может быть, ста­ ла добрее, но ты от этого не стал прекрасней. Поступок не есть отношение, отношение не есть оценка, оценка (критиком, например, Блока) не есть сущ­ ность (Блок). Сущность - умысел, слышна только слухом. Марина Цветаева 0 БІГЯГО- в я р н о е т а Кусок хлеба от противного человека - удачный слу­ чай. Не больше. Ем ваш хлеб и поношу. - Да. - Только корысть - бла­ годарна. Только корысть мерит целое (сущность) по кус­ ку, данному ей. Только детская слепость, глядящая в руку, утверждает: "Он дал мне сахару, он хороший". Сахар хороший. Да. Но оценивать человека по "сахарам" и "чаям", от него полученным, простительно только детям и прислугам: инстинкту. Да и то нет: мы часто наблюдаем собак, предпочи­ тающих господина своего, ничего не дающего, - кухар­ ке, кормящей. Отождествлять источник благ с благами (кухарку с мясом, дядю с сахаром, гостя с чаевыми) признак пол­ ной неразвитости души и мысли. Существо, не пошед­ шее дальше пяти чувств. Собака, любящая за то, что глядят, выше кошки, лю­ бящей за то, что гладят, и кошке, любящей за то, что гла­ дят, выше ребенка, любящего за то, что кормят. Все дело в степенях. Так, от простейшей любви за сахар - к любви за лас­ ку - к любви при виде - к любви не видя (на расстоянии) (Отсюда - вся я.) - к великой любви, не взирая (на нелю­ бовь), от маленькой любви "за" - квеликойлюбви "вне" (меня) - от любви получающей (волей другого!) - к люб­ ви берущей (даже помимо воли его, без ведома его, про­ тив воли его!) - к любви к себе. Чем старше мы, тем большего хотим: в младенче­ стве - только сахара, в юности - только любви, в старо­ сти - только (!) сущности тебя вне меня. Чем меньше мы внешние блага ценим, тем легче мы их даем и берем, тем меньше мы за них благодарны. (Практически: благодарность за хлеб (даяние) я до­ пускаю только молчаливую. В явной - нечто устыжаю­ щее дающего, какой-то укор). Радость хлебу - вот лучшая благодарность! Благо­ дарность, кончающаяся с последним глотком в пищевод. Неужели эта частность, малость, подразумеваемость (для меня) - дать - неминуемо должна вырасти в какую- то гору, из-за приставки: мне. Я-то ведь знаю, как дают: слепо! И я разве сама стер­ плю, чтобы меня благодарили за хлеб? (За стихи не стер­ плю - вот что!) Хлеб разве это я!? Стихи (случайность песенного дара) - разве это я?! Я, это под небом, одна. Отойдите и благодарите. Я не хочу низко думать о людях. Когда я даю челове­ 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz