Вестник Мурмана. 1924, № 8.

12 В Е С Т края производилось и посторонними учреждениями, с ко­ торыми дорога поддерживала живую связь и которые делились с дорогой материалами своих трудов. Прежде всего следует упомянуть о работе проф. Н . И. Прохорова, которая дала схематическую карту почв района дороги. Затем, им же были выяснены воз­ можности обоснования в крае сельского хозяйства, ско­ товодства, луговодства, огородничества и т. д. Практическая ценность работы проф. Прохорова з а ­ ключается помимо накопления солидного, исследователь­ ского и опытного материала еще в том, что деятель­ ность работавшей с ним рука об руку Агрослужбы до­ роги, много потрудившейся в отношении развития х о ­ зяйств железнодорожников, направлялись по наиболее верному пути. В отношении рыбных богатств Ледовитого океана, Белого моря и внутренних бассейнов Мурманская жел. дорога пользовалась, главным образом, трудами Северной Научно-Промысловой и Олонецкой Научной Экспедиции. Но, помимо этого, отдельные обследования поручались и специалистам по рыбному делу дороги. Надо отметить, что вообще в последнее время обсле­ дование велось не только в отношении выяснения бо­ гатств с количественной стороны, но и в отношении того, что может дать край при умении к нему подойти, то-есть велось техническое, так сказать, изучение дела и тех условий, которые обусловливают возрождение той или иной отрасли промышленности. Помимо этого про­ изводилось экономическое обследование занятого в ней населения, имеющее существенно важпое значение для тех или иных соображений об использовании населения для той или иной отрасли промышленности и предпо­ ложений о колонизации Карельско-Мурманского края. Изучение недренных богатств производилось Геоло­ гическим Комитетом, Научно-Промысловой Экспедицией, Академией Наук и самой Мурманской железной дорогой. с Мурманской дорогой, так как поезда могут попадать на Охту только через пути Октябрьской ж. д., с которой Мурманская ж. д. имеет передачу на ст. Рыбацкое. Таким образом, Мурманская ж. д. не является полным распорядителем своего движения, завися в последнем конечном пункте вполне от Октябрьской дороги, для которой интересы Мурманской at. д. всегда являются не первостепенными. Привлечение грузов, особенно скоропортящихся, зависит, главным образом, от представляемых клиентам условий перевозок. Рыба, привезенная в два дня с бере­ гов Белого моря в Ленинград ускоренными поездами, зачастую В - - 4 дня теряет на передачу в Ленинград­ ском узле. И бывали случаи, когда, во избежание задер­ жек грузоотправители, направляли рыбу на ст. Рыбацкое и оттуда уже гужем перевозили в Ленинград. При достройке участка Мга— Охта, в Охте создается самостоятельная хозяйственная база не только для Мурманской ж. д., но и для Северной л;, д. и откры­ вающейся в ближайшее время магистрали М г а—Рыбинск. « Уже и в настоящее время необходимость в такой само­ стоятельной базе выяснилась в полной мере и пользо­ вание участком земли, складочными помещениями и всеми оборудованиями ст. Ленинград, Октябрьской ж. д., сделалось Н И К № 8 ( 60 ). Обследованию подвергались месторождения железного блеска, магнитного железняка, озерной и болотпой руды, полевого шпата, кварца, слюды, строительных материалов и некоторых других. В большей своей части работа эта носит научпо-исследователі ский характер, но в неко­ торых областях уже произведена имеющая практическое значение сводка. Такая сводка в частности произведена инж. П. М. Раевским в отношении озерных и болот­ ных руд. Затем, следу ет упомянуть об обследовании академиком Ферсманом месторождения редко-земельных минералов, очень ценных и имеющих промышленное значение, в Хи­ бинском Горном массиве. Не перечисляя всех в этом отношении обследований, докладчик денонстрирорал составленную дорогой Про­ мышленную карту и отметил, что даже в области еще незаконченного изучения ископаемых, материал, которым мы располагаем теперь, все же дал возможность присту­ пить к практическим мероприятиям по эксплоатации. Так образовалось и работает Мурманское Горно-Про­ мышленное Товарищество. Наконец было обследовано оленеводство Лапландии, которое выявило большие возможности в отношении раз­ вития этой отрасли хозяйства, обнаружило, что олене­ водством занимается и пришлое население, и поколебало обще-распространенпое мнение, что лопари и олене­ водство составляет одно целое. Несмотря на то, что во многом произведенная работа является незаконченной и неполной, все же сделанное дало возможность составить план планомерной колони­ зации, понимаемой как комплекс мероприятий, необхо­ димых для развития производительных сил Карельско- Мурманского края. Но для полного освещения всех возможностей края того, что сделапо, недостаточно и необходимо углубление обследовательской работы и чисто практического изучения для грузооборота названных дорог чрезвычайно затруд­ нительным. С открытием движения по Рыбинской магистрали, которая принесет дополнительных около 3 0 . 0 0 0 .0 0 0 иуд. грузов в год, положение может сделаться невыносимым, если не будет создана для них самостоя­ тельная база. Линия Мга— Охта, перейдя Неву мостом у местечка Пелла, следует вблизи правого берега Невы в местности, совсем слабо обслуженной железнодорож­ ными путями. Новый участок с момента своего открытия, несомненно, будет способствовать развитию в этом районе дачной жизни, огородничества, молочного хозяйства и проч., а также вызовет разработку находящихся там торфяных залежей и леса, что, с своей стороны, будет способствоиать улучшению снабжения быстро разрастаю­ щегося ныне Ленинграда топливом и предметами первой необходимости. Участок Мга— Охта является почти полностью достроенным: сделаны земляные работы, искусственные сооружения и уложены рельсы. Мост через Неву уже имеет почти оконченные устои и быки. Приблизительно 80°/о стоимости участка уже затрачены. Насколько важно для промышленности пользование новым участком и насколько затруднительны для нее условия, создавшиеся в Ленинградском узле, свидетель­ ствует то предложение, какое получила Мурманская ж. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz