Вестник Мурмана. 1924, № 20.

ВЕСТНИК № 20 (72). дорожные перевозки и при принятий решительных мер к вытеснению с русских рышюв иностранной рыбы и к замене ее отечественной, на долю Мурманского порта и Мурманской жел. дороги (наряду с Архангельском, куда рыба направится также) придутся весьма значи­ тельные количества ее, которые экономистами опреде­ ляются свыше 2 0— 30 миллионов пудов в год. Отсюда для ІІ-й очереди принято 20 миллионов нуд., для І-й— 10 миллионов пуд. и для III-й 80 миллионов пуд. Больших размеров могут достигнуть также грузы от морского зверя, главным образом, тюленя. В грузо­ оборот порта эти грузы отнесены к категории штучных. Для груза угля приняты соображения, что он будет предметом ввоза со Шпицбергена ‘) (где имеются большой мощности русские заявки), главным образом, для местных надобностей в связи с усилением каботажного судоходства на Мурмапе и в небольших количествах для внутренних рынков страны. С предполагаемым мощным развитием рыбных про­ мыслов сильно возрастает также потребность и в соли. В виду отсутствия близких месторождений соли последняя будет доставляться на Мурман, как она и ввозилась к нам до войны через Либавѵ из Крыма, Испании и Гол­ ландии морем. Для штучных грузов учтены продукты животновод­ ства: масло, яйца и другие товары, различные западно­ европейские и американские грузы, машины для обору­ дования заводов, сельскохозяйственные орулия, а также продукты звериных промыслов: шкуры, жир и проч. 2) J) См. книгу Г. Ф. Чиркни „IIути развития Мурмана1*. -) В позднейших экономических исследованиях и соображе­ ниях, составленных по инициативе Правления Мурманской ж. д., цифры принятые по проекту инж. Ляхкипкого являются ьесьма скромными. См. кн. А. Арнольдова „Колонизация Мурмана“, Г. Ф. Чиркина „Пути развития Мурмана" и др. Для приема и пропуска всех этих грузов преду­ смотрено устройство причальных линий для І-й очереди 385 пог. саж.; II-и — 760 ног. саж. и 2 .160 пог. саж. для ІІІ-й очереди. Пакгаузов— 18 .290 кв. саж. для І-й. 36 .580 кв. саж.— для II—й и 68 .237 кв. саж. для ІІІ-й очереди 'для хлеба предусмотрены силосные элева­ торы). ІЗрн проектировании порта приняты также во впи- мание необходимость размещения па незначительном расстоянии от грузовых районов порта судоремонтных работ и мастерских для судов, а также ремонтпо-снабди- тельной базы землечерпательного каравана. На самой же территории порта намечены места для зданий упра­ вления порта и для рабочего поселка, размеры которого определены в зависимости от очередей па 4 .200 чел., 8 .400 и 12 .000 человек. В непосредственном соседстве с портом отведены также участки для частных предпринимателей — для срочных пароходных обществ, транспортных, рыбных, лесных и судоремонтных контор. Имея в виду посещение Мурмана океанскими судами наибольшей осадки, проектная глубина у набережных и на подходах к пим назначена в 32 фут., а для при­ чала каботажных судов— 24 фут. Высота иортовой терри­ тории над горизонтом высоких вод (приливо-отливного) спроектирована на 0 ,50 с. или на 2 '/з саж. над нулем глубин Мурмана. Предоставление Правлению Мурманской жел. дор. порта вызовет, надо полагать, к жизни этот обстоятельный и широкий проект, составленный на основании изысканий на месте авторитетами по портовому строительству для осуществления предполагаемых Правлением работ по порту в соответствии с этим проектом. Стужлов. Источникиминерального удобрения в районах колонизация Мурманской ж, д. Использование для с.-хоз. культуры площадей при­ мыкающих к Мурманской ж. д. в северной ее части, при рациональной постановке и развитии колонизацион­ ного дела в крае, столкпется в первую очередь с поч­ венными его особенностями как болотного района по преимуществу. Культура болотного почвенного покрова здесь помимо осушительных дренажных работ будет связана с обязательностью превращения торфяников (сфагнумовых и моховых вообще) с кислотностью их среды и бедностью их минеральными солями в участки, пригодные для разведения высших, более требовательных растении (трав, злаков, корне- и клубнеплодов). Такое превращение на первых же порах потребует дешевого, местного происхождения, минерального сырья, как источника трех основных удобрительных начал: извести, калия и фосфора. Содержание в болотных, особенно в торфяниковых, почвах этих трех минеральных тел ничтожно, выражаясь десятыми и сотыми долями процента. С присутствием же в болотных почвах свободных гумусовых кислот со­ вершенно не мирятся ни злаки, ни мотыльковые кормо­ вые травы (особенно клевер), пи корнеплоды. Об источниках удобрительного минерального сырь вообще у нас па дальнем севере мало или почти ничего неизвестно, почему своевременно и целесообразно осве­ щение естественных ресурсов с этой стороны в районе осуществляемой колонизации. I. Известь. Как ни странно— на первый план приходится вы­ двинуть вопрос об источниках извести для указанных с.-хоз. целей. Агрономическим работникам и отдельным хозяевам на местах придется в районах колонизации остро почувствовать недостаток в крае столь обычной и распространенной везде породы известняков. Известь имеет особенно важное значение в культуре болотных площадей. Опыты по культуре болот на Аляске *) показали, что торфяные почвы даже после дрепажа, обработки и лежания на поверхности в течение года остались бесплодпыми, пока пе были известкованы. Многолетние опыты Бременской болотной С.-хоз. о п ы т дело на и—ве Аляске, за период 1897— Петр. 1914 г. изд. Г. У. 3. и о. 1907 г.г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz