Вестник Мурмана. 1924, № 2.

В Е С Т Н И К № 2 (54). медицине он имеет применение для полоскания цингот­ ных десен наравне с отваром еловых шишек, приме­ няемых с той же целью в народной медицине. Из всех перечисленных противоцинготных средств мы придаем наибольшее значение тому, что более нам доступно, что всегда у нас под руками, а в том числе и пророщенным хлебным зернам , лечебное значение ко­ торых впервые указано упомянутыми исследованиями японских врачей. Справедливость, однако же, требует отметить, что и это средство давно кое-где применялось у нас па севере, хотя в своеобразной форме. Так, в Слободском уезде, Вятской губернии, при лесных заго ­ товках, и особенно на сплавах, рабочие приготовляют из слегка проращенных зерен овса особого рода брагу, на вид довольно-таки противную, но питательную и предохраняющую их от цинготных заболеваний, в чем однако же едва ли отдают себе отчет брагопипцы. Блестящие успехи бактериологии за последние 2 0 — 3 0 лет, учение о нротнвозаразных сыворотках и по менее значительное развитие медицинской химии, совершили коренной переворот в научной медицине, долгое время шедшей ощупью, п нередко опираясь па народную медицину. К сожалению, для цинготных больных эти великие открытия пе дали ничего. Но открытие японских врачей указало нам новые горизонты, наметило новые пути и коснулось двух загадочных, забитых наукой болезней. ІЗ этом его огромное значение. Да, мы слишком поздно узнали об открытии япон­ ских врачей и сейчас можем лишь осмыслить прежний метод лечения, исключая одни и вводя другие лекар­ ственные средства, по пет сомнения, что пройдет не­ много времени и целебный витамин, как нротивоцын- готное средство, доступное везде и во всякое время, будет получен в чистом виде и войдет во врачебную практику также, как витамин, добытый из рисовой шелухи. А . Бернацкий. Н^еволюционное творчество, охватившее все стороны J общественно-экономической жизни, должно пере­ строить ивсю школу, начиная сверху до низу. Палочный авторитет учителя мог существовать и являлся естественным лишь в эпоху буржуазно-полицейского строя. Существовавшее разделение в общественной жизни между классом командующим и безвольным классом испол­ нителей было перенесено целиком и в школу—казарму. Учитель являлся в большинстве казенным исполнителем правительственных программ и циркуляров, а учащийся пас­ сивным воспринимателем передатчика книжных знаний. Говорить о творческой самодеятельности, о широком инициативном размахе в школе не приходилось. Полицейское правительство боялось „свободомыслия" и всеми способами охраняло учащихся от „тлетворного" революционного влияния. Преклонение перед абсолютами было руководящей нитью в работе школы. Революция смела все прежние авторитеты и непогре­ шимые абсолюты. В основу всей общественно-хозяйственной работы по­ лагается коллективная самодеятельность. На том же принципе должна строиться и жизнь и ра­ бота школы. Учитель больше не преподаватель, передатчик сухих Книжних знаний, а руководитель и организатор коллек­ тивной жизни и работы школы. Учащийся больше не элемент, пассивно воспринимающий готовые знания, а активно участвующий в „делании", „тво­ рении" своего воспитания и образования. Отдавая должную роль учащему в жизни школы и уделяя для этого соответствующее внимание,—необходимо в параллель с ним, после 6 -ти лет школьной работы, под­ вести итог на втором фронте, именно среди учащихся, выявив их запросы и наметив дальнейшие организационные формы. От правильной постановки и разрешения вопроса о ра­ боте среди учащихся будет зависеть весь дальнейший ход продуктивной Ж И ЗН И школы. Факт, учащийся не является и не может являться только предметом пассивной обработки со стороны уча- ОКонференция учащихся согласована с к отд. ЦКЖД и Сев- ■запбюро ЦИРКОМ. щего, наоборот—он активный участник в деле созидания своего образования. Если та*, то за ним всецело должно сохраниться, как неотъемлемое право, через свою организацию влияние па ход школьной работы и жизни. Школа недалекого будущего мыслится, как школа, основанная на самоорганизации учащихся, где роль уча­ щего сведется к роли старшего товарища-руководителя. Чтобы скорее подойти к разрешению, естественно вы­ текающему из новых условий общественно-экономической жизни, вопроса о самоорганизации учащихся, об их влиянии на ход и характер работы в школе, Учебная Часть, серьезно заинтересованная данным вопросом, наметила во время зим­ них каникул созыв впервые на Мурманской жел. дор. Кон ­ ференции учащихся. Не задаваясь на первый раз широкими планами, а желая, хотя несколько объединить учащихся и дать коллективный толчек для дальнейшей работы на основе самоорганизации учащихся, Учебная Часть намечает следующую повестку: 1) Международное положение. 2 ) Системы народного образования в СССР. 3) Детское движение и школа. 4 ) Комсомол и его задачи в школе. 5 ) Общественно-политическое.воспитание учащихся. 6 ) Самоуправление в школе. 7 ) Физическое воспитание. 8 ) Текущие дела. Так как Конференция созывается впервые и будет но­ сить характер организационный, то представительство на­ мечается, как от учащих, так и учащихся школ 2 -ой сту­ пени и Фабзавуча. Каждая школа 2 -й ступени на Школьном Совете вы­ деляет одного из учаших, интересующегося детским и юношеским движением и практически работающего среди учащихся. Что касается учащихся, то последние на заседании общешкольного коллектива, после выяснения всей важ­ ности Конференции, выделяют наиболее активных това­ рищей, исходя из кормы і от 3 0 -ти, а школы фабзавуча-— I -го на школу. Независимо от учащих и учащихся на Конференции должны быть представители от территориальных органи­ заций (где будет Конференция) РКП (б), РКСМ, Учкпроф- сож, ОНО , и представители от учащихся территориальных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz