Вестник Мурмана. 1923, № 52 (29 дек.).

№ 52. У Р М А Н А . финансовой тактики и мероприятий Правления, а также и виду не изжитой еще па дороге крупной язвы, так называемой „службоной политики", по все же следует констатировать, что те дефекты, которые имелись в прошлом, в настоящее время значительно исправлены. Чувствуется, что па дороге произошел определенный перелом и что молодое Правление правильным подходом охватило три крупных момента: технический, хозяй­ ственный и финансово-коммерческий. В области технической целый ряд достижений про­ должает расти; в области разрешения хозяйственных вопросов подходят „не кустарно", не открытием чудес, не янахождением целого ряда материалов", которые новым Правлением рапее обнаруживались хранящимися на складах без всякого учета еще со времен постройки дороги, а путем планомерного и своевременного снаб­ жения. В области коммерческой— разработан Правлением целый ряд мероприятий по развитию перевозок, которые уже дали свой эффект начавшимся импорто-экспортом п ожидают еще большего развития с предстоящим откры­ тием прямого срочного заморского пароходного сообщения через Мурманск с портами Норвегии, Англии и Северной Германии. Все это позволяет сейчас уже отбросить в сторону всякие сомнения в возможности осуществления наме­ ченной Правлением программы и дает уверенность, что, как в прошлом оно исходило не из фантазии, а из глубоко продуманных тезисов, так и в будущем оно, несмотря па всю тягость препятствий, путем накопления своего опыта и постепенной шлифовки командного состава Служб и Отделов, а также соответственного воспитания управленских и линейных сотрудников,—при содействии и помощи профессиональных организаций будет твердо итти к намеченной цели — к колонизации Карельско- Мурманского края, как основного условия экономиче­ ского оживления необъятного по своим богатствам на ­ шею сейчас дикого и загадочного севера. А . Вяземский. Проблемы Мурмэна (Из залы Дорэкосо). ■Ыа этих днях происходило первое Экономическое Со- У вещание, созванное но инициативе Правления Мурманской ж. д., из весьма обширного ряда промыш­ ленных, хозяйственных и торговых учреждений, рабо­ тающих на территории Мурманского края. В длинный список их воіпли все основные и про­ межуточные между ними экономические организации, которые в своей работе связаны с современным Мур­ маном и сообщают его теперешней промышленной фи­ зиономии наиболее выпуклые и рельефные черты. Этим и нужно объяснить тот широкий отклик, ко­ торый встр тила инициатива Правления дороги среди указан пи х организаци й. Но к глубокому недоумению всех, кто по объектив­ ным условиям своего присутствия на этом совещании имел право недоумевать, ни одна организация не при­ везла, не принесла и не внесла в него ни одного своего собственного, внутри себя проработапого вопроса, плана или проекта, и потому после каждого капиталь­ ного доклада в зале совещания чувствовалось весьма сильное смущение, еще более заметное после предложе­ ний президиума высказаться но докладам. Принци­ пиально желающих пе находилось- А между тем, все доклады были полны глубочай­ шего интереса и но построению своему имели очевид­ ной целью именно вызвать самый оживленный обмен мнений у всех представленных организаций. Доклад ..О работе дороги" имел исключительно обще­ ственный интерес, постольку затрагивающий специфи­ ческие ж. д. вопросы, поскольку они примыкают к тем ') Помещая настоящую статью в порядке обмена мнешпі, Редак­ ция не может бить вполне солидарной с ее автором, так как по­ становка и освещение наиболее важных вопросов іірая перед пред­ ставителями Госорганов, вошедших в Дорэкосо, е.-ть определенное достижение, определенный шаг к реальным результатам в деле воз­ рождения Края. и ли ппым ветвям и ответвлениям экономики края. „По­ литика" работы дороги была продиктована экономиче­ скими факторами; познание и усвоение их явилось ме­ тодом основной работы Правления. Каждый шаг работы Правления должен быть рассматриваем иод этим углом зрения, и, таким образом, принципиальность доклада давала полную возможность и указывала подлинную необходи­ мость совещанию, как органу, могущему если не раз­ решить. то разъяснить экономические проблемы Мурман­ ского текущего дня, высказаться о правильности мето­ дов работы Правления и понимания последним экономп- чоских перси ектк в. Но совещание ограничилось резолюцией одобрения, из которой Правление дороги, —надо думать,— извлечь что-либо ценное для себя в практическом отношении, вероятно, не сможет. Вторым докладом „О колонизационном и лесном деле“ т. Чиркииа к совещанию еще ближе был при­ двинут огромной важности вопрос,— вопрос о заселении края. Дороге отведена трехмиллионная площадь, 6 0 0/ о ко­ торой могут быть тем или иным способом использованы. На этой площади но климатическим условиям невоз­ можно земледельчество с промышленными целями, но вполне возможно устройство небольших усадебного ха­ рактера индивидуальных хозяйств. Наиболее же доступ­ ной формой сельского хозяйства явилось бы скотовод­ ство, которое возможно уже в промышленном масштабе на обшнрпых мелиорированных п осушенных болотах. Покамест яге, ири отсутствии средств, для Правления дороги возможно лишь весьма незначительное привле­ чение колонистского элемента к предприятиям чисто промышленного типа, и поэтому—в 1924 году Правле­ нием пред полагается пустить в ход два новоотстроенных лесопильных завода. Это— конечно, пе разрешение во­ проса, но это—в рессурсах дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz