Вестник Мурмана. 1923, № 52 (29 дек.).

В Е С Т Н И К № 52. И совещание снова промолчало, как будто вопрос о колонизации есть только частный вопрос дороги и как будто отсутствие прочно осевп.его в крае элемента является условием нормальной и выгодной постановки работ Северолеса, Нетролеса, Мурманского горпо-про­ мышленного т— ва и прочих гос- н не гос-учреждепнй. И, наконец, такой же многогранный и, пожалуй, еще более затрагивающий коренные проблемы Мурмапа вопрос-доклад т. Щепотьева „Об экономических обсле­ дованиях района Мурманской ж. д ." ,— доклад, пред­ ставляющий в еущпости сводку всех изысканий во всем огромном Мурманском крае, в которую вошли работы всех научных организаций с 1921 года по сей день,— тоже н е - нашел в совещании разработанных предло­ жений, выражений и форм, хотя самое название и те­ зисы доклада обязывали Совещание к необходимости найти для усвоепия этого огромного и но перспектив­ ности своей самого кардинального вопроса общую орга­ низационную формулу, так как весь вопрос естественно разбивается на два: как нужно практически воспользо­ ваться сейчас результатами добытых данных и в каких направлениях практически нужнее и целесообразнее продолжать сейчас обследовательскую работу. То полуреальное решение, которое вынесено Сове­ щанием— создать комиссию и передать ей все мате­ риалы—разрешало, конечно, только техническую сто­ рону вопроса и убирало вопрос из ноля зрения Эконо­ мического Совещания; последнее даже не представило комиссии абсолютно каких-либо своих директив, лишний раз подчеркивая их отсутствие. Остальные вопросы повестки дня логически связаны или с первым вопросом о работе дороги, или с пер­ выми тремя,— безусловно, впрочем, имея право па само­ стоятельное существование в повестке Экономического Совещания. Таким образом, опыт первого Экономического Со­ вещания Мурманской ж. д., исключительно в силу от­ меченных обстоятельств, удачным назвать нельзя. Ни широким изучением проблем' Мурмапа, ни постановкой их для разработки в очередь промышленного Мурман­ ского дня не позаботилась пи одна организация, и в целом— Экономическое Совещание застигнуто всеми на­ двинувшимися извнутри Мурмана вопросами врасплох- Не пожалеть об этом, конечно, нельзя. Мурмаи стал историческим фактом. Он очень не­ давно вошел в нашу историю, но крепко врезался в нее и сел в ней плотно пригнанным клином. Задача Мурмана— асснмилироваться с государствепп ым орга­ низмом, задача Республики усвоить этот новый истори­ ческий факт таким образом, чтобы оп служил к укре­ плению единого тела всего нашего политического и экономического Союза. Стоя целые века в стороне о г большой дороги мировой цивилизации, Мурмаи молчал и терпеливо ждал своей эпоха. Не то обстоятельство, что по безжизненным доселе болотам его прошла же­ лезная дорога, сделало Мурман историческим фактом, а то, чіо по этим стальным нервам прошел ток все- оживллющей энергия, который разбудил дремавший край и заставил его всей своей неисчерпаемой потен­ цией потянуться к югу—к центру, где родились, рас­ тут п воплощаются в жизнь величайшие стремления человечества,-—вот что сделало для Мурмапа наше время его эпохой. Оп и до сих нор оставался бы 1002-й ночью педосказапиых сказок Шехерезады, н до сих пор оп был бы полон таинственного очарования только для поэтов. Наше время хочет снять с Мурмана его пленительное оча|юванне та инстве нвости, совершенно справедливо полагая, что он еще более пам будет дорог, если вместе с легендами карел и сказками лопарей по­ везет из своих тучных недр драгоценный цирконий, грубое железо или даже такую прозаическую, ио весьма очаровательную в большом количестве вещь, как треску. У Мурмапа много проблем. II вполне понятно, что для того, чтобы выйти пз состояния вечной задачи и загадки, Мурман нуждается в приближении к нему решений этих задач путем упорной и долгой работы над ними. И, далее, вполне понятно, что какими бы запасами сил пи обладала. Мурманская ж. д., одна опа не в состоянии оживить край и что другие организации, которые по ходу своих работ должны прочно осесть или даже уже осели в крае, в порядок дня своего существования должны по­ ставить изучение коренных проблем Мурмапа, вливаю­ щихся в область их спецификации. Тогда и перспективы будут много яснее, и, следо­ вательно, реализация нх— много возможнее. Посторонний. ЛЛ, Щурманекая ярмарка и вопросы внешней торговли через Щурманек. Д урманский порт в Кольском заливе самый молодой г из всех коммерческих гаваней России. С момента его возникновения, как торгового порта, имеющего общегосударственное значение, прошло всего 7 лет. а с того времени, когда он оказался беспрепятственно связанным с остальной страной, т. е. со времени на­ ступления более или менее нормальных, благоприятных для него, условий прошло еще меньше,— всего 3 года. Не в этой ли молодости столь многообещающего порта лежит причина сплошь п рядом оказываемого ему не­ доверия? Еще до сих пор приходится прибегать к по­ мощи широкой информации среди промышленных и тор­ говых кругов государства в целях выяснения выгодности для них совершения своих иностранных покупных и продажных операции через Мурманский порт. Надо п лагать, что то огромное экономическое п политиче­ ское значение, которое имеет для России океанский Мурманский порт, не замерзающий п пе подверженный каким-либо стеснениям со стороны иностранных госу­ дарств, рано или поздно будет полностью учтено рус­ скими импортерами п экспортерами. интересах страны, чтобы сдвиг этот произошел как можно скорее, потому что пренебрежение мурманским сообщением есть пре­ небрежение интересами государственного хозяйства в его целом. Иностранцы еще во времена постройки и Мурм. ж. д.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz