Вестник Мурмана. 1923, № 34 (29 авг.).

12 В Е С Т Н И К № 34. Год колонизационной работы Правления. Правление Мурманской ж. д., первое и единствен­ ное из всех русских дорог, стало на новый несвойствен­ ный другим дорогам путь пионерной колонизационной деятельности. Экономика на русских железных дорогах никогда не была в особом почете. Правда, когда поднимался вопрос о сооружении дороги, производились обширные экономические исследования, изучался район, вычислялся ожидаемый грузооборот, но как только постройка до­ роги заканчивалась и она передавалась в эксплоатацию, вся экономика сдавалась обычно в архив, железная дорога ограничивала себя ролью усовершенствованного перевозчика, а тяготеющий к ней район предоставлялся собственным своим силам и естественному ходу вещей. Но если другие дороги и могли позволить себе роскошь ограничиться ролью перевозчика, то на Мур­ манской дороге условия и обстановка слишком своеоб­ разны и к ней эти традиции не применимы. Прорезая малонаселенный, а частью и вовсе пу­ стынный край, Мурманская дорога не получила в свое распоряжение готовый местный грузооборот, сколько ни­ будь достаточный для нормального функционирования дороги, наоборот, она сама должна явиться творцом жизни, возбудителем экономического развития этого богатого края и, как результат этого, сама создать для себя грузооборот. Мурманская ж. д. не могла поэтому рассматривать себя как исключительно транспортное предприятие, но как многогранный государственный аппарат, призванный оживить и приобщить к культурной жизни прорезаемый ею край, путем привлечения сюда постоянной живой рабочей силы и всестороннего использования ею богатых природных рессурсов. Эта идея и была выдвипута Правлением дороги при самом его образовании, а для проведения практических колонизационных мероприятий и был сформирован Коло­ низационный Отдел, единственный на русских дорогах. Как же претворилась в жизнь эта идея? Недостатка в хороших идеях ведь у пас никогда не было, но очень мало из них нашли себе практическое применение. Правление учитывало те трудности, с которыми новая идея пробивает себе дорогу к жизни. Поэтому много усилий было потрачено на детальную обработку, кон­ кретизацию и обоснование выдвинутого Правлением проекта. Сущность его проста и определенна. Для экономи­ ческого оживления тяготеющего к дороге района не­ обходим объект колонизационных мероприятий — тер­ ритория и денежные средства; последних у государства нет. Следовательно, дороге необходимо предоставить не только территорию, но и все права на получаемые и могущие получаться от этой территории доходы. На этой основе был разработан подробный конкретный проект колонизации Карельско-Мурманского края и отвода дороге 8 милл. десятин; был исчислен возможный доход от эксплоатащщ этой территории в течение пер­ вых 5 лет и разработана программа колонизационных мероприятий, могущих быть осуществленными за счет получаемых доходов. Это первый этан—выдвигается и конкретизируется новая идея и транспорту присваивается повая необыч­ ная для него роль. Второй этап—-это упорная непрерывная борьба за идею. Я не стану останавливаться подробно на этом этапе; победа хороша еще и тем, что помогает забыть все тяготы борьбы. Скажу только, что она потребовала многих месяцев и громадных усилий, детальных под­ счетов и исследований, выступлений в печати, бесконеч­ ных докладов, но шаг за шагом государственный разуму и интересы побеждали препятствия, ярые противники проекта превращались постепенно в доброжелателей н друзей, скептицизм под влиянием цифровых и докумен­ тальных данных рассеивался и после долгих согласо­ ваний и обсуждений во всех Наркоматах выдвинутый Правлением дороги проект нашел себе авторитетную поддержку в Госплане, и наконец, 25 мая был утвер­ жден Советом Труда и Обороны. По постановлению СТО дороге отводится территория в В милл. дес., по преимуществу лесная, для эксплоа- тации и колонизационных мероприятий, предоставляются все доходы от эксплоатацап, право привлечения для использования природных богатств частного и иностран­ ного капитала, а на получаемые таким путем денежные средства дорога обязуется колонизовать край, привлекая сюда население, земельно его устраивать и оказывать всяческое содействие для его прочного хозяйственного освоения. Самим переселенцам дается ряд существенных льгот, в том числе освобождение на 10 тет от военной службы и налогов. Этот третий этап—признание выдвинутого Правле­ нием проекта государственно-целесообразным и при­ звание ему формы декрета. Четвертый этап— это планомерная и упорная работа— вовлечь в хозяйственный оборот страны этот богатый, но спящий край, использовав все рессурсы и возмож­ ности мощного аппарата дороги— этой главной колони­ зационной оси и сгруппировав вокруг нее согласован­ ные усилия всех остальных хозяйственных органов края. Эта стадия работ только еще начинается, так как доходы от переданной дороге территории начнут посту­ пать в кассу дороги только с 10 октября. Тем не менее уже с июля месяца, не дожидаясь формального перехода территории, приступлено к колонизации края, первоначально в форме наделения землею железнодорож­ ников, желающих в нем прочно обосноваться. Уже заложены первые железнодорожные поселки у ст. Мед­ вежья Гора и Чупа. Распланированы участки, ведется раскорчевка, новым поселенцам предоставлены строения, которые переносятся теперь на новые усадебные места Начало сделано, намечаются первые результаты работы. Дальнейшая работа поставлена на прочные рельсы и при заметном хозяйственном возрождении страны успех ее обеспечен. А . Черноіубов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz