Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).

26 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ ю р и д и ч е с к о е , но и д ей с тви т ел ьно е полное ф а к т и ч е с к о е р а в н о п р а в и е должн а быть и н ­ т е л л е к т у а л ь н о л е гч е , чем в обстановке , з а ­ р а ж е н н о й микроб ами сл ожи вш и х с я прежде с т а р ы х бытовых условий . Карело-Мурманский Край, только теперь п р о б у д и вш и й с я для н а с т о ящ е й жи зни , вп ер ­ в ы е о со зн ающ и й свои бо г а т ейши е прои зво ­ д и т е л ь н ы е с и лы— вот край , в котором для к а ж д о й т р у д ящ е й с я ж енщ и ны , н а ч и н а я от п е р вы х р а б о тни ц н а первых краевых заводах , о т ж е л е з н о д о р ож н и ц Мурманки , по с елянок - к о л о н и с т о к— к о н ч а я трудолюбивыми л о п а р с ­ к и м и „ж е н к а м и "— рыб ачками , для всех оди­ н а к о в о широко и при зы вно зв уч а т ло зун ги М еж д у н а р о д н о г о д н я работницы . Мы не имее ввиду о бм аны в а т ь с я н а с ч е т т о г о , чтобы путь ж е нщ и ны в К а р ел и и или н а М урм ан е был о соб енно ле гкий . Наоборот , т я ж е л ы е к л им а т и ч е с к и е и жилищны е у сло ­ в и я делают э т о т путь фи зиче ски оч ен ь т я ­ ж е лы м . Но со зи д а т е л ь н о е , т ворч е ско е н а ч а л о во в с е х о т р а с л я х н а родно го х о з я й с т в а— в этом К р а е , в его поли ти ч е ской и культурной ж и з ­ н и — оно со зд а е т и б л а гоп ри я тны е , п о ложи ­ т е л ь н ы е пр едпосылки . Б о р ьб а со зл ейш им в р а г о м ж е нщ и ны— ст арым бытом здесь об­ л е г ч а е т с я тем, что при колони з ации этого К р а я быт с к л а ды в а е т с я заново , ибо заново с т р о и т с я з д е с ь и к аж д а я но в ая я ч е й к а жи зни . В и с тории К ар е л о -М у рм ан с к о го К р а я— ж е н щ и н е д о лж н а п р и н а д л еж а т ь и с к лю ч и т е л ь ­ н о в а ж н а я роль. В. 3 . ei a in o a s t a an o ikeudellisen v a an myos todelli- sen ta s a - a r v o is u u d e n puo le s ta olla paljon h e l pom p a a kuin vanho issa , v anho jen perin- na is tapo jen basillin s a a s tu ttam is sa oloissa. K a r ja l a n -M u u rm a n n in seu tu , jok a on vas ta askettain h e r an n y t uu teen , tode lliseen e lamaan , joka ny t va s ta on t u l l u t t u n t em a a n s u u r e t tuo tanno llis e t vo imansa , on seu tu , jossa jokai- selle naiselle, a lkaen ensimaisista tyolaisnai- sista ensimaisilla seudu lle p e ru s te tu illa tehdas - laitoksilla, M u u rm an n i n rau ta tien tyo laisnaisista ja ensimaisista uu tisa suk a sn a is is ta a in a ahe r ta - viin lappalaisiin ka las ta jaeukko ih in saakka , kaikille tu lee t a n a p a i v a n a k u u l u a Kan sa ln - valisen tyo laisnaisten pa ivan t u n n u s la u s e e t. Me emme tahdo a n t a u t u a itsepetokseen , usko tte lema lla , etta naisten tie K a r j a l a s s a ja M uu rm an n i lla olisi erikoisen he lppoa . P a in - vastoin , va ikea ilmasto ja a sun to -o lo t tekeva t fyysillisesti tam a n tien erikoisen raskaaksi. Mu tta a l u s s a oleva luomistyo t a l l a s e u d u ll a j a s e u d u n poliittisen ja sivistystyon a la lla t a r j o a a su u r e t m a hdo llisuud e t ja myonteiset olot ta lle tyolle. T a is te tu naisten p ah in ta vi- hollista— v anho ja tapo ja v a s ta a n kay tta lla seu- du ll a he lpommaksi, silla s e u d u n a su ttam isen yh teydessa jo u d u t a a n t a a l l a kaikki r a k e n t am a a n a l u s t a ja tyo tek emaan perusteellisesti. K a r j a l a n -M u u rm a n n i n s e u d u n h is to riassa tu lee naisilla olla po ikkeuksellisen t a r k e a merkitys. V. S. Технический щшгрес ш транспорте и воль в нем СИТ а (Опит построения тезисов). I. Технический прогресс характеризуется улучше­ нием изделий, удешевлением их стоимости и увеличе­ нием количества их выпуска. Не всегда можно сразу добиться совпадения всех этих достижений, чаще при­ ходится встречаться со случаями постепенного упоря­ дочения дела и с ярким выявлением сначала одной из указанных сторон прогресса. II. Факторами, влияющими на форму и степень тех­ нического прогресса какого-либо предприятия, является прежде всего общая экономическая кон‘юнктура, вызы­ вающая к жизни потребности и запросы, а затем тая­ щееся внутри предприятия силы или внутренние его качества: 1) степень культурно-технического состояния или уровня данной отрасли хозяйства, 2) степень его мощности т. е. обеспеченности основным и оборотным капиталом и рабсилой, 3) присущий предприятию темп развития, причем весьма важна степень совпадения э то го темпа с средним тем юм обще-экономического развития страны. Когда эти темпы сильно разнятся друг от друга, то получаются перебои и заминки в развитии данного предприятия, приводящие иногда в чрезвычайно затруднительным положениям. Первым условием истинного, а не каясущегося, тех­ нического прогресса страны или отдельного хозяйства являетгя гармоничное, согласованное развитие всех его сторон. III. Характеристика развития на транспорте. Обще-экономическая кон'юнктура повлияла на тран-* спорт в смысле весьма бурного относительного роста главнейшей продукции транспорта—пудокилометров, увеличившихся за три года (с 21 г. по 24 г ) почти в дв i ра?а (920—1900 миллиардов). Но повышение технического уровня транспорта и его мощности харак­ теризуется далеко не такими блестящими коэффициен­ тами. За эги же три года, например, общее наличие здоровых паровозов возросло, примерно, на 30°/0, а ва­ гонов товарного парка нг 60%.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz