Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 4 ()

16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 4 на то, что мы отставали в зарплате от других от­ раслей нашей промышленности. Например, в 23—24 бюджетном году в первом квартале средний зара­ боток рабочего на железной дороге был 27 р. 85 к , в червонных рублях, в 24—25 бюджетном году 40 р и 40 р. 14 к., в то время как у металлистов за­ работок выражался в 49 р. 04 к., а горная про­ мышленность 38 р. 03 к., r 3 квартале 34—25 года— 45 р. 30 к. и металлисты 52 р. 60 к., в 4 квартале, значит в прошлом году, в Июле, Августе и Сентябре мес.—51 р 61 к. по всему союзу. Из этого Вы ви­ дите, что зарплата, начиная от 23 года по сегод­ няшний деаь, постепенно росла, но, это, товарищи, не значит, что у нас в этом вопросе все сделано. Так вопрос не ставится. Но эта зарплата, благо­ даря настойчивой линии, которую ведет Централь­ ный Комитет, постепенно растет: в Октябре меся­ це мы имели 10% прибавки и уже к сегодняшнему дню в отношении 23 года у нас зарплата увеличи­ лась в 2 раза. Я думаю, что в этом отношении Центральный Ьомитет стал на правильную линию и провел колоссальную работу в области повыше­ ния зарплаты. А Вы знаете, как он ее проводит. Это не про­ сто придти и сказать „ДАЕШЬ". Надо подсчитать все рессурсы государства, надо посмотреть, как эти рессурсы распределяются по всем частям хо­ зяйства, и тогда ставить вопрос о выделении боль­ ше денег на зарплату, в частности, эти вопросы занимали по 2 месяца разговоров и в результате только настойчивой работы Центрального Ко­ митета зарплата имеет тенденции повышаться и далее, в зависимости от состояния нашего хо­ зяйства. По сравнению с довоенным временем (1913 г.) зарплата у нас была такая: за 1 квартал 23—24 г.— 42%, за 1 квартал 24—25 г. 55% и в Июле и Ав­ густе прошлого года 71% и, если прибавить 10% в Октябре, то это примерно будет около 80°/о, в настоящий момент в среднем железнодорожники получают 80°/о от довоенного времени, следовательно, не дотянули только 20 %. Много трудностей у нас было в вопросе уста­ новления форм оплаты потому, что до сего времени на железных дорогах существовало 30 различных систем оплаты труда, Вы, наверное, их всех пом­ ните. В настоящий момент оплата сведена к 6 си­ стемам. а 30 систем было потому, что хозяй­ ству и Союзу было страшно трудно регулировать вопрос с зарплатой, когда формы оплаты нужно было связать с небольшими средствами и заинте­ ресованностью рабочих. Я думаю, что Вы помните, когда у нас была в мастерских службы Тяги и Пу­ ти так называемая бюджетно-сдельная система. Си­ стема эта создавала путаницу и ряд других систем, которые были аепонятны для тех, кто этим ведал, и для рабочих, а Центральный Комитет поставил целью установить такую систему оплаты труда, которая была бы вполне понятна каждому рабо­ чему, чтобы каждый рабочий и служащий ;чнал, за что он работает. Такой простой системой является напр, по мастерским Тяги, вагон, и паровозн., Пу­ ти, телеграфа — простая русская система и са­ мая понятная—штука—рубль. А раньше, да и те­ перь еще на Мурманской дороге, существует так назыв. аккордная система, но теперь кажется этот вопрос уже сдвинут с мертвой точни и я думаю, товарищи, что Вам на этой системе нужно наста­ ивать. Какие системы у нас теперь существуют по се­ ти дорог CCCI’. Современная оплата для работ­ ников, труд которых не поддается учету, т. е. те товарищи, которые работают на одной тарифной ставке, затем простая сдельщина и откупная си-г стем t по текущему ремонту паровозов, вагонов и т. п., далее—поверстная оплата, затем премия за экономию топлива, за маневровую работу, за умень­ шение отцепок по горению и т. д. Затем далее идет персональная оплата специалистов. Так как у нас было 30 различных систем оплаты, а стало 6, то, конечно, ясно, что Центр. Комитетом была проделана колоссальная работа, чтобы упразднить все эти системы и перейти на самые простые виды оплаты труда. Что касается нашей тарифной сетки, то она не­ похожа на сетку ВЦСПС. Мы не могли перейти на 17 разрядную сетку, потому что если бы мы перешли, то v нас получилось бы такое положение, что часть рабочих с разаой квалификацией, полу­ чала бы одинаковую зарплату и никто бы не стре­ мился перейти в такую профессию, которая была бы немножко трудней и требовала большего навы­ ка; соотношения 24 разрядной сетки, у нас такие,, как и в 17 разрядной сетке—1:8. Теперь еще остался один вопрос о генеральном договоре. О нем я уже Вам один раз толковал и поэтому повторяться не буду, важно только отме­ тить то, что этот договор является большим до­ стижением н знаю, как он заключается, с какими трудностями, помните, я Вам делал доклад, тогда был только проект его, проект этот Пленум ЦК утвердил и потом его еще заключали месяца '2. Этот проект в некоторой части при переговорах с НКПС изменился. По сравнению с прошлым годом он лает гораздо больше. Теперь Центральным К о ­ митетом поставлен вопрос о заключении с Прав­ лениями дорог еще местных договоров кроме генерального и теперь мы с нашим Правлением дороги толкуем вот уже месяц, переговоры идут очень медленно, как был проект, так пока и остал­ ся проектом. Для того, чтобы Вы знали как зак­ лючаются договора, мы взяли одного товарища из Вашего депо, он посмотрит, как это делается, и Вам раскажет. Несмотря на вге эти трудности, тем не менее, теперь уже 75% всех дорог имеют или ло­ кальные договора или тарифные соглашения. По отношению к ставкам HKQC локальные договора в среднем по всей сети дают 6lJz°lo надбавки, а у нас 5°/0, значит, некоторые дороги имеют больше, наша дорога бедная, больше с нее и не возьмешь. К о н ф л и к т ы Что касается вопроса нашей конфликтной прак­ тики, то в наших РКК за последнее время кон­ фликтов увеличилось на значительное количество и интересно отметить то, что разрешение конфлик­ тов получалось в пользу рабочих больше, чем в пользу администрации. Я Вам сейчас прочту цифро­ вые данные конфликтов по всей сети дорог СССР: в октябре-декабре мес. 24 года было разрешено в пользу рабочих 49,4о/°, в пользу администрации—35 1 / 20 /о, в Январе и Марте 25 г. в пользу рабочих 48 ‘/2%, в пользу администрации 35(|/0, в Апреле и Июле прош. года—62% и в пользу администрации 23%. Это говорит за то, что часто хоз. органы не­ правильно трактуют наши трудовые законы, вопросы решаются конфликтным путем. Конфликтной ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz