Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 18 (10 авг.).

№ 18 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 13 вяном н а противоположном берегу Кольского за­ лива в расстоянии 8 верст от центральной части порта не могут удовлетворять потребности в сроч­ ном ремонте и окраске как специальных портовых судов и плавучих средств, так и вообще пароходов коммерческого судоходства, посещающих порт. В программу 1925/26 года включены работы по об­ разованию, путем засыпки площади обсушки к се­ веру от Варничного мыса, особой территории для постройки мастерских и для расположения прочих устройств хозяйственно-материальной базы Самое сооружение мастерских предполагается осуществить в 1927 году, после того, как вновь насыпанная тер ­ ри тория подвергнется достаточной осадке. В особом положении находится ныоная гавань. ВОПрОС 0б устройстве в Мурманске рыбной гавани, в виду того, что начало этой слож­ ной раооты представляется возможным осуществить на средства, отпущенные ВСНХ для Севгосрыб- треста. Дело в том, что тралловая база последнего, который владеет значительным количеством траль­ щиков и сосредоточивает в своих руках почти весь тралловый лов в Мурманских водах, должна быть п ерен есен а из Архангельска, где она ныне нахо­ дится,—в Мурманск. В этих целях, для срочного сооруж ения причальной линии и всех вспомога­ тельных устройств, достаточных для обработки рыб­ ных грузов в количестве до 3 миллионов пудов, Севгосрыбтрестом, по соглашению с Муркомпортом, избран именно тот район к югу от Варничного мыса, который предусмотрен для этого общим про­ ектом разви тия порта. Летом 1925 года для озна­ ченной цели уже произведены соответствующие землечерпательны е работы по углублению части обсушки. Летом в нынешнем году Севгосрыбтрестом будет построено около 200 саж. деревянной при­ стани, амбары для переработки рыбы, со всеми вспомогательными устройствами, а также специаль­ ная железнодорожная ветка для обслуживания рыб­ ного района. ж Крайне больной вопрос с жили- тилища. щем для ра бочих и служащих Мур­ манского порта, имеющих квартиры в н астоящ ее время исключительно во временных зданиях барач ­ ного типа, построенных спешно во время войны, требует особо серьезного к себе отношения, т. к. главное преп ятстви е для создания кадра постоян­ ных квалифицированных работников в порту обус­ ловливается невозможностью предоставления им благоустроенных жилищ . В 1924 году был построен один жилой дом площадью 300 кв. метров. В теку­ щем 1926 году будут построены 2 жилых дома пло­ щадью около 476 кв. метров. Заключение. Из сделанного нами краткого обзора персп ек ­ тивного плана расширения и оборудования Мур­ манского порта видно, что в текущем строительном сезоне главнейшими работами в порту являю тся работы: по сооружению одного железобетонного амбара (площадью 1500 кв. метров), по подсыпке (100 ООО куб. метров) обсушки территории от В ар ­ ничного мыса для постройки на этой территории новых мастерских и постройке двух жилых домов (площадью 476 кв. метров). Кроме того порт обога­ ти тся новыми сооружениями, которые будут произ­ ведены , к ак указано выше, Севгосрыбтрестом. Помимо этих новых работ будут произведены работы по ремонту гидротехнических сооружений, плавучих средств и дока. О ставляя в стороне ремонтные работы, которые хотя и должны быть произведены, к ак полагается, по всем требованиям хозяйственности , но все-же носят обыкновенный характер, — мы должны отме­ тить, что означенные новые работы по порту пред­ ставляют крупный интерес, посколько они прибли­ жают нас к осуществлению плана технического раз­ вития порта. Мы видим, что сооруж ения, которые должны быть выполнены в текущем сезоне, я в л я ­ ются частью капитальных устройств порта. Отсюда естественный вывод, что к выполнению этих работ следует отнестись со всею строгостью и тщ ател ь ­ ностью, как и к осуществлению самого проекта. Вся­ кие ошибки и дефекты , которые оказались бы в работе, явились бы помехою всего плана. Это осо­ бенно надо помнить Ж елстрою , на которого возло­ жено портом производство работ. Желстрой должен смотреть на эти работы, как на первую свою пробу, отнюдь не отрываясь от общего плана, н е придавая работам характера случайности. Общий план работ по сооружению порта только по необходимости, за отсутствием средств, р астя ги вается на длитель­ ный период, но должен быть и будет осуществлен и, несомненно, для Ж ел с тр о я впереди еще много дела. Заложит он правильно и хорошо эти первые кирпичи, — впереди ему обеспечено солидное зада­ ние; не справится сейчас надлежащ е с порученной работой—в дальнейшем потеряет кредит, не говоря уже про то, что кому то другому придется испра­ влять досадные дефекты . Ж елстрой должен поэтому отдать себе ясный отчет о том, что он я в л я е т с я не только ж елезно ­ дорожной строительной организацией с ее типич ­ ными работами, но более широкой по разнообразию работ; портовое строительство имеет свои особен­ ности и это Желстрой несомненно должен учесть, использовав опыт и зн ания соответствующих сп е ­ циалистов. Останавливаясь на работах ближайших лет, еще раз подчеркнем, что несоответствие в пропускной способности порта и дороги может сьазаться очень скоро. Поэтому смета 1926— 27 года должна ещ е больше предусматривать необходимость расширения порта, что потребует переустройства существую ­ щих пирсов и подготовки мероприятий для соору­ ж ения набережной . В этой части работ, в качестве перспективного плана, следует учесть землечерпа- тельвые работы по устройству гавани, постройку набережной, образования насыпной территории пу­ тем подвозки земли с берега. Далее необходимо постепенно из года в год до­ бавлять по 1—2 пакгаузу и производить постройку нескольких жилых домов для окончательного и зж и ­ ти я жилищного кризиса в порту. В числе последующих работ несомненно надо учесть и постройку оградительного мола для за ­ щиты ремонтного бассейна. Выполнение всех этих работ должно привести Порт только в 1928 году в оборудованное состояние по сравнению с состоянием дороги. Таковы очередные строительные задачи по Мур­ манскому порту в свете перспективы осущ ествле­ ния большого плана по техническому развитию порта. Имея в виду этот план и постепенно точно впи­ сываясь в него, мы только таким путем выполним все работы технически целесообразно и хозяйственно разумно. А. Арнольдов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz