Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 18 (10 авг.).

№ 18 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ И К РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОГО ПОРТА (Строительный сезон 1926 г.). П ор т и ж е л е з н а я д о р о г а . Морские порты, я в л я я с ь пунктами передачи грузов с материка на море и обратно, представля­ ют из себя звенья на пути следования товаров. Поэтому большое значение имеет соответствие про­ пускной способности того или иного порта с т а к о ­ вою ж е способностью соприкасающихся с портом железнодорожных, речных и др. путей сообщения. Обращ аясь к сб 'е а т у н аш ей статьи— к Мурман­ скому порту и сравнивая его пропускную способ­ ность с пропускною способностью Мурманской ж е ­ лезной дороги, являющ ей ся единственным путем сообщения, связывающим собою порт со страною, мы видим, что здесь равновесие в отношении про­ пускной способности нарушено и весы склоняются не в пользу Мурманского порта В то время, как Мурманская ж еле зн а я дорога располдгает возмож­ ностью, с открытием добавочных р а з‘ездов, свобод­ но пропустить на наиболее трудных своих север ­ ных участках до 6-ти миллионов пудов груза в ме­ сяц (100.000 тонн ),—Мурманский порт в среднем может переработать в месяц не более 3 миллио­ нов пудов или 50.000 тонн груза. Правда, грузооборот Мурманской ж. дороги в части ее обслуживания импорта и экспорта через Мурманск ещ е не достиг того возможного макси­ мума, который необходим дороге для того, чтобы полностью оправдать себя, как транспортную ма­ гистраль, но это несоответствие в отдельные м е с я ­ цы усиленной работы дороги уже чувствуется: в то время, как дорога свободно справляется с п ере­ возками,—порту иногда приходится проявлять в этом отношении чрезвычайное н апряж ени е. Р а б о ты и план т е х н и ч е с к о г о р а з ­ вития порта . Если в дополнение к вышесказанному принять во внимание, что принимающая сейчас актуальный хар актер постановка вопроса о сооружении линии Сорока-Котлас, которая направит ч ер ез Мурманск сибирские грузы ,— выдвигает уже конкретно зада­ чу технического разви тия Мурманского порта, д а ­ бы последний, когда к нему будет пред 'явлено зн а­ чительное количество новых грузов, не оказался к этому неподготовленным, то отсюда ясно, что те строительные работы которые намечены в Мурман­ ском Порту к производству в текущем году и в ближайшие годы, должны быть увязаны с генераль­ ным планом расширения и улучшения порта, уже разработанным, при участии Муркомпорта, Бюро проектирования портов, и частично утвержденным Высшим Научно Техническим Комитетом. Предусматривая в дальнейшем развитие гру зо ­ оборота Мурманского порта до 120 миллионов пу­ дов груза (2 миллиона тонн) и поступление в порт значительного количества рыбы и леса, данный проект делит порт на следующие районы: экспорт­ но-импортных операций и срочного пароходства, лесной гавани, рыбной гавани и ремонтной. В этих общих чертах мы считаем необходимым отметить те предпосылки, которые об ‘ясняю г нам характер ближайших строительных работ по Мур­ манскому порту. Значение с т р о и т е л ь ны х рабо т т е к ущ е г о се зона . Современное состояние Мурманского порта во многом объясняется условиями его постройки в военное время. Несмотря н а то, что потребность в этом порте, как в свободном выходе в Ледови­ тый океан, в доЕоенной России ощущалось в зн а­ чительной степени ещ е ранее, к постройке Мур- порта было приступлено лишь после того, когда явилась срочная необходимость в период империа­ листической войны в переброске громадных масс военного груза из-за границы в страну. Сооруже­ ние железной дороги от Кольского залива и пор ­ товых устройств в нем происходило одновременно Наличие исключительно благоприятных природных условий для сооружения порта, а именно—е с т е ­ ственной, глубокой и незамерзающей бухты, каковую представляет из себя Кольский залив, затем—н а­ личие достаточной береговой площади, допускаю ­ щей удобный подход к порту со стороны ж е л е з ­ ной дороги и р азви тие станционных путей, н ако ­ нец—вполне глубокий и такж е удобный подход к порту со стороны моря дало возможность при за­ трате сравнительно небольших средств, путем со­ оружения деревянных пристаней временного харак­ тера,— произвести в течение первых лет эксплоата- ции ж дороги значительные портовые грузовые операции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz