Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 16 (1 июня).

6 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 16 судить о результатах пионерной деятельности до­ роги в крае. Т ак , например, город Сорока при по­ строй ке ж. д. имел 1.560 жителей . На 1 о к тябр я 1925 года н аселени е Сороки увеличилось до б^а тыс. человек. Б л агод ар я мерам по развитию в р ай ­ оне Сороки лесной и рыбной промышленности гру­ зооборот ст. Сороки быстро растет. Если в 1923-24 г. было отправлено со станции Сорока 100 тыс. пудов рыбы, на сумму около 300 тыс. рублей, то в 1924-25 году отправлено 300 тыс. пудов на сумму свыше 600 ты сяч рублей. З а это время в г. Соро­ к а было построено 50 новых домов, а в окр естн о ­ с т я х С<»роки- в < альнаволоке- возник новый посе­ л ок в 66 домов. Ещ е быстрее, благодаря импорт­ ным и экспортным операц 1 ям через Мурманский порт, р ас тет город Мурманск. Н (селение его за три года с 2 тыс. человек возросло до 7 тысяч. Р а с т е т грузооборот и отдельных промежуточных станций Северной части дороги, в круг которых конц ен трирую тся лесны е разработки и лесопильные заводы. Если нояый колонизац юнный поселок при ст. М едвежья Гора в 1923 году имел грузооборот в 392 тыс. пудов, то в 1923-24 г. он имеет 1.063.000 пудов, а в 1924-25 г. достигает уже 2.175.000 пу ­ дов одних коммерческих грузов. Таким образом, первый по времени колониза­ ции район М едвежьей горы, достиг уже того, что в 1924-25 году вдвое превысил грузооборот старого ц е н т р а—города Кеми. Грузооборот ст. Кемь вместе- со станци ей К емь-пристань, выразился в 1924-25 г. в 1.121.000 пудов. Р е е т грузооборота за счет новых грузов наблю­ д а е т с я и н а других северных станциях, как: С ер е­ ж а , Чупа и др., т.е. как ра* в тех районах, г, ор­ гани зованы производственные предприятия дороги или связанны х с ней комбинатов. Ан али зируя эти явлени я , н ельзя неппийти1к вы­ воду, что благодаря пионерной работе Мурманской ж ел . дороги, экономика края сдвинута с мертвой точки . Экономическое обследование, произведенное летом 1925 года. Колонизационным Отделом, вскры ­ ло глубокое изменение в хозяйстве района. Засты в­ ш и е вековые формы хозяйства, долго бывшие не­ подвижными, под влиянием роста целого р яд а тор ­ гово-промышленных пунктов и появления спроса н а продукты местной промышленности сдвинули хо зяй ство в сторону экономического прогресса. Ра­ бота Северной части дороги, сводивш аяся ещ е толь­ ко два года тому назад исключительно к хош й ст- вьнным перевозкам и небольшому ввозу продоволь­ ст ви я д ля местного н аселения , за последние два года заметно р а с т е т за счет местных грузов, гл ав ­ ным образом, с лесоразработок дор>ги. В 1924-25 се в е р н а я часть дороги дала уже 45.5°/0 всей про­ дукции дороги. Х арактерно при этом, что импорт* ны е и местные грузы с север а дают почти одина­ ковый процент приращ ени я, но в абсолютных циф ­ рах местные грузы значительно преобладают. ак импортных грузов с с евер а было перевезено в 1923 24 году 7,5 милл пудов и в 1924-25 г .—12 милл. пуд. Местных ж е грузов было перевезено в 1923 24 г. 15,2 милл. пуд. в 1924-25 году—24, 1 милл. пудов. Из этих данных н ельзя не усмотреть, что в р а з ­ витии грузооборота большую роль играют новые местные грузы, к а к результат новых разработок в р ай он е дороги. И з ан али за грузооборота под общей рубрикой „прочие грузы ", которые дают приращ е­ ние в 1924-25 году в 59% , можно усмотреть, что сюда входит рыба, кварц, шпат и дру гая продукция предприятий дороги. Таким образом, приращ ение грузооборота дороги происходит главным образом з а счет новых местных грузов, что для дороги в будущем, при развитии этих пр едприятий создаст, более устойчивое и благоприятное положение. Мурманская жел. дорога, как построенная во Еремя войны, не имеет до-военных измерителей ее грузооборота. Работа ее не носит х ар актер а воз- становленного Здесь все создается заново. Поэтому важ ен и показателен темп разви тия ее работы. Сравнительные данные за последние три года дают следующую картину роста грузооборота до­ роги, а следовательно, и созидательной ее д е я те л ь ­ ности. Грузовая работа по количеству погруженных и приняты х вагонов за три года увеличилась на 77,5°/о. Если общее количество перевезенны х гр у ­ зов в 1922-23 г. принять за 100, то в 1923-24 году их будет 120, а в 1924-25 г. их оказы вается 139. Если пробег грузов в 1922-23 года принять такж е за 100, то в 1923 24 г. пробег вы раж ается в 170, а в 1924-25 г. достигает 232. В абсолютных цифрах перевозка грузов в мил- лонах пудов выраж ается так: 1922-23 г* — 110 м. п. 1923-24 г. — 133 мил. пуд. и 1924-25 г .— 154 м. п., т. е. увеличение перевезенных грузов 1924-25 г. во росло против 1923-24 года на 16°/в, а против 1922-23 г. на 40% . Пробег грузов в миллиардах пудо-верст после­ довательно в те ж е годы составляет: 18, 32 и 43, т. е пробег грузов в 1924 25 г. по сравнению с 1923-24 г. вырос на 36% , а по сравнению с 1922- 23 г. увеличился на 1 j 2% . Соответственно росту грузооборота, благодаря развитию экономической жизни в районе дороги, растет и перевозка пассажиров. Если в 1922— 2^ г. было перевезено пассажиров 1.351.000, то в 1923—2 4 г. — 1 615 000 и в 1 9 2 4 - 2 5 году— 1.940.000, т. е. увеличение за два года на 48°/0. Доход на версту д >роги в 1922—23 г. состав­ лял 2 866 рублей, в 1923—24 г. он подн ялся до 6.390 рублей, а в 1924—25 году достиг 7.836 руб. Коэффициент эксплоатации , т. е. соотнош ение до­ ходов и расходов на версту дороги в 1922—23 го ­ ду со с тав ая т 2,35, в 1923—24 г. он сн иж ае тся до 1,78 и в ’ 924—25 году—до 1,47, а в первое полу­ годие 1925—26 года— 1,25. Хотя дорога продолжает быть дефицитной , но д еф ици тно сть ее прпгрессивно уменьшается. Про­ гр е с си я ж е уменьшения е е дефицитности о б “ек- тивно свидетельствует, что если рост экономиче­ ского р а зви ти я пойдет тем ж е темпом, то в бли­ ж айш и е годы дефицитность будет изжита. Если ж е учесть ту сумму новых ценностей , которые в о з­ никают в крае благодаря пионерной работе доро­ ги, то в народно-хозяй твенных ц ел ях степень де­ фицитности Мурманской дороги уравновеш и вается положительными творческими народно-хозяйствен - ными достижениями . Последние ж е и составляю т основную цель Положения Совета Труда и Обо­ роны о колонизации Карело-Мурманского К р ая , возложившего на Мурманскую дорогу пионерную работу по экономическому развитию ее района. Г. Ф. Чиркин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz