Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 16 (1 июня).

№ 16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 5 Статьей пятой Положения Совета Труда и Обо­ роны о колонизации Карело-Мурманского края до­ роге предоставлено право привлечения к делу экс- ш н а таци и переданной дороге территории государ­ ственных, общественных, смешанных и частных предприятий В осущ ествление этого права часть средств к о ­ лонизационного денежного фонда дорога в качестве п ая вклмдивает и в другие новые предпри яти я , организуемые совместные с другими хозяйствен ­ ными организациями . Среди них наибольшее колочизационное и на- родн( 1 -Х( зяйс.твенное значение имеет предприятие „К арелмурсиликат“, куда входит Колонизационный Отдел Мурманской ж. д„ ЦГИХ Ка> елии и *,Про- д асили кат“, организовавш ее свою работу во второй половине 19^5 года в районе залива Белого моря, Чупа, в пределах К еретекой лесной дачи, где сосредоточрны запасы полевого шпата и кварца, а такж е слюды. Предприятие это имеет общесоюзное значение, так как должно развернуть свою работу для удов­ летворения своей потребности фарфоро-фаянсо­ вой промышленности в кварце и полевом шпате, привозимых до того из-за границы , и электрической обойной и резиновой промышленности в миканите, слюдяном порошке и в р яд е сортов листовой слюды. За полгода своей работы, „Карелмурсиликат выработал и отправил по жел. дороге около 3 0 J тысяч пудов полевого шпата и кварца. По произ­ водственной программе текущ его года Карелмур- силикат вырабатывает уже 1.200.000 пудов, которые в качестве „нового” груза поступают на дорогу. Увеличение добычи шпата и кварца крайне важно с точки зрения удовлетворения запросов керами- мической и фарфорово фаянсовой, промышленности Союза, пред являющ ей к этому сырью спрос, да­ леко не удовлетворяющий пока ещ е потребности развивающ ейся промышленности Союза. Э го обсто­ ятельство обуславливает необходимость разных но­ вых разведок местонахождений на колонизационный земельный фонд полевого шпата, недостаток кото­ рого ощ\ щ ается во всем мире. С течки зрения ко ­ лонизационных задач разви тие разработок шпата и кварца имеет то значение, что устраивающиеся вблизи этих разработок колонисты находят зарабо ток почти в течении круглого года. В 1925 году Колонизационным Отделом устроено два кирпичных завода, с производительностью до I 1/» миллиона ш тук кирпича. Заводы эти ныне п е ­ реданы Хозяйственному Отделу и получат дальней­ шее развитие. Новое п ереселенческое население, разместив­ ш ееся новыми поселками в 25 пунктах дороги глав­ ным образом, в районе действия новых производств, организованных дорогой или при ее участии, об'еди- н я етс я в различные производственные артели, товарищ ества и кооперативы . К настоящему вре­ мени образовалась двенадцать таких производствен­ ных о (Уединений по производству дранки , смолы, кирпичного д -ла. рыболовства, кожевенного произ­ водства, и др. Таким образом, в колонизационной работе Мур манской дороги в соответствии с о нпвными про­ изводственными задачами, „переселение" B' ецело подчинено основному элементу колонизационной работы, развитию производительных сил территории, и в отличие от сельско хозяйственной колонизации, где п ер ес ел ени е я в л я е т с я основным фактором, здесь оно я в л я е тс я подсобным. О н юдч. вы текает основная задача, заключаю­ щ аяся в том, чтобы при дальнейшей колонизации сохранить такое взаимоотношение между числен­ ным масштабом п ереселени я с реальными возмож­ ностями постоянного заработка переселенцев в развевающемся производстве и строительстве. По­ этому, вся задача в дальнейшем, вся программа р а ­ бот Колонизационного Отдела сводится к тому, чтобы, делая те или иные и зыскания и разведки, строя те или иные организационные мероприятия, содействовать тому, чтобы имеющиеся в районе до­ роги полезные ископаемые: железные озерные рулы, шпат, кварц, слюда, стали о6‘ектом промышленной добычи и промышленной обработки. Благодаря это­ му в колонизуемом районе будет оставаться бо 1 ьше средств, будет повышаться „трудовая емкость и народное хозяйство будет иметь больше ценной продукции. В таком направлении и строится пятилетний перспективный план промышленной колонизаци­ онной работы в ее районе. Совместно с Ц НХ Ка­ релии намечена организация Выгозерского чугунно- плавильного комбината по эксплотации месторож­ дений озерной железной руды и лесных массивов района и органи зация Надвоицкого электро-пла- вильного ц ен тра для выплавки аллюминия из 1 и х - винских бокситов. Организация первого комбината даст дороге до 5 миллионов пудов нового груза в виде чугуна и потребует 100.000 куб. саж . дров, что создаст спрос на мелкую древесину, ныне не используемую, под ­ нимет доходность лесов и привлечет в край от 5 до 6 тысяч семей или от 28 до 30 ты сяч человек нового населения. Организация второго комбината, наряду с созда­ нием нового экономического центра в районе доро­ ги, даст дороге новые грузы в размере от 1!/г до 3 миллионов пудов но перевозке бокситов из Тих­ винского района до Надвоиц и обратный груз в ви­ де аплюминия и привлечет значительное количество нового населения. Здесь нет необходимости приводить весь п р о ­ изводственный перспективный план по колонизации района дороги. Важно лишь установить, что пре­ дусматриваемая им сеть промышленно-коммерческих предприятий , как самой дороги, в лице „Ж еллеса" и „Ж елрыбы" и других, т ак и комбинатов с х о зяй ­ ственными органами К арелии и разными трестами , расш иряя арену использования трудовой силы в производстве, будет усиливать грузооборот дороги, реализовать природные богатства к р а я , связывать край с рынками потребления, привле ать через это внимание к колонизуемому краю Потребителей и осущ ествляет в совокупности целую систему куль­ турно-экономических мероприятий , объединяемых общими понятиями „планомерной колонизации11. Развивающ иеся промышленные пр едпри я ти я до ­ роги и организованное п ереселени е вызывает в район дороги не поддающийся учету до общей пе­ реписи приток неорганизованной рабочей силы. Эта новая рабочая сила р аспр еделя ется по тем пунктам района дороги, где рост экономической жизни находит наибольшее свое развитие. Поэтому, по притоку в эти пункты нового н а ­ селения и развитию обслуживающих их ж елезно ­ дорожных станций, явственно можно наблюдать рост экономической жизни в районе дороги и по нему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz