Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).

8 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 15 Когда при данной школе возник „Кружок по изу­ чению деревни", возникает вопрос, какую же де- реввю изучать? Ответ довольно прост: изучайте ту деревню, которая ближе всего к школе; чаще всего для сельских школ таковым является село или деревня, в которой находится сама школа. Приступая же непосредственно к изучению де­ ревни, следует придерживаться известной, вначале принятой последовательности. Наиболее подходящей последовательностью было бы изучение данной деревни в отношении: А) Естественно-историческом. Б ) Хозяйственном и В) Бытовом и этнологическом. Не следует при этом допускать разбросанности в работе. Если члены кружка разбились на группы, скажем, по трем выше названным признакам, то распределить работу так, чтобы двое не делали одного и того же. Если же весь кружок будет ра­ ботать целиком вначале над естественно-истори­ ческим, затем хозяйственным и бытовым изучени­ ем деревни, то следует стремиться к тому чтобы последующая работа начиналась не раньше, чем кончится начатая предыдущая. Например, кружок приступил к хозяйственному обследованию данной деревни и пока, эта работа не будет закончена, не следует начинать следующей, ибо в противном слу­ чае общая работа может принять отрывочный и незаконченный характер, что понизит ее ценность. Самый процесс изучения деревни может быть разделен на две стадии: сбор материала и его об­ работка. Собирание материала есть ни что иное, как регистрация фактов, имеющих место в действи­ тельности. Такое собрание может быть трех ви­ дов: 1) Материал опросный, получаемый из бесед с крестьянами и вообще знающими местные усло­ вия лицами, 2) материал цифровой, статистический, получаемый от земельных органов статистических учреждений, кооперативов и т. п. и 3) материал фактический,-непосредственно наблюдаемый и из­ вестный изучающим деревню. Используя все эти три возможности, Кружок по изучению деревни может собрать по каждому поселку, каждой дерев­ не, погосту и т. п. богатый и чрезвычайно ценный материал, который останется Т 0 Л 1 К 0 обработать Обработать матерйал это значит привести его в состояние удобное для понимания, т. е. распо­ ложить его таким образом, чтобы видна была вза­ имная связь отдельных явлений. К числу таких работ следует также отнести различные способы иллюстрации-составление диаграмм, графиков, кар­ тограмм, профилей и т. п. Когда собранный материал так или иначе об­ работан, хорошо было бы его подвергнуть провер­ ке, дав его на просмотр лицу, сведующему в хо­ зяйственных вопросах края, напр, представителю Уездного или Губернского Статистического Бюро, Сов. Нар. Хоз. и т. п. Когда внимание исследователей сосредоточено на изучении одной какой либо деревни или села, но са­ мо изучение носит характер всесторонний, такое изу­ чение принято называть монографическим. Когда таким, монографическим образом изучена одна де­ ревня, можно перейти к следующей и т. д. Моно­ графический метод удобен тем, что он не распы­ ляет наличнь-е кра< ведческие силы и позволяет их с наибольшей пользой сосредотачивать в одном месте. Если бы сравнительно немногочисленный Кружок по изучению деревни принялся бы сразу за изучение двух или нескольких деревень,то ему гораздо легче запутаться, утерять руководящую нить и тем самым не выполнить взятых на себя задач. III В этом небольшом очерке мы не можем, к сожа­ лению, дать исчерпывающей программы по изучению деревни и описать все те приемы и методы, кото­ рыми такая программа могла бы быть осуществле­ на. Все же мы попытаемся ниже перечислить те основные пункты, по которым желательно вести изучение любой деревни Эти пункты следует рас­ сматривать как вехи, как схему, которую можно и следует разработать и расширить до каких угод­ но пределов. Все изучение деревни мы разбиваем на три основных группы или цикла: 1) Естествен­ но-историческое, 2) Хозяйственно-Экономическое и 3) Бытовое и Этнологическое. Принятая нами последовательность может быть изменяема в за­ висимости от местных условий. Можно начать изу­ чение данной деревни с вопросов хозяйственных или бытовых и наоборот. Но исчерпывающе д е ­ ревня будет обследована и изучена, если это изу­ чение будет проведено по всем трем намеченным циклам. Деревня и ее окрестности в естественно-исто­ рическом отношении I Географическое положение деревни В какой местности расположена деревня, в го­ ристой, на холмах, в котловине, на берегу реки или озера. Защищена ли деревня от ветров или является для них открытой. Является ли мест­ ность, окружающая деревню, легко доступной. На личие в ее окрестностях лесов, болот, горных це­ пей (сельг) и отдельных гор Бассейну какого озе­ ра или реки принадлежит деревня и ее земли. II Некоторые черты климата местности, где рас­ положена деревня. Если в деревне метеорологических наблюдений не производят, то взять сведения с ближайшие метеорологической станции, указав расстояние до- нее Указать отличительные признаки климата дерев­ ни, большая или меньшая подверженность морозам, снежным заносам и т. п. в сравнении с соседни­ ми местностями. Какие в отдельные времена года преобладают ветры. Указать самое снежное и са­ мое дождливое время в году. Время выпадения первого снега и наступления первого заморозка, а также изчезновение снежного покрова весной и время последнего заморозка. Время вскрытия и замерзания местной реки или озера III Геология местности и распространенные в ней почвы Если есть возможность, желательно установить преобладающие материнские породы местности. Типы почв, встечающиеся в окрестностях деревни: подзолистые, песчанистые, глингстые, болотные, наносные (аллювиальные), каменистые и т. п. Сте­ пень распространения каждого типа. Составление почвенной карты земель, принадлежащих деревне (хотя бы схематично). Какие почвы используются! населением для полеводства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz