Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников В течение ряда лет Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН заключает договоры о сотрудничестве с Отделом образования г. Апатиты, цель которых - формирование у детей дошкольного и школьного возраста осознания места человека в природе, прививания навыков наблюдения за природой и ведения исследовательской работы. Молодые ученые продолжают традиции «Школы экологов», которая была создана на базе ИППЭС еще в 1990-е гг. Г.В. Калабиным и Г.А. Евдокимовой. В научной деятельности ИППЭС следует выделить такие основные направления: • мониторинг загрязнения атмосферы, поверхностных вод и почв промышленными выбросами предприятий горно-металлургического и химического комплексов; • определение допустимых нагрузок на наземные и водные экосистемы; • создание системы охраняемых природных территорий на Кольском п-ове; • восстановление техногенно-нарушенных территорий. Работа со школьниками проводится поэтапно. Вначале в рамках вышеперечисленных направлений на базе администрации города сотрудники института организуют лекторий для заинтересованных учителей и воспитателей. Следующий этап - обсуждение и совместная разработка тех направлений, которые могут заинтересовать учащихся и гармонично впишутся в школьную программу. Так же разрабатывается план проведения экскурсий по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научными коллективами лабораторий, материально-техническим оснащением, основными объектами исследований. В состав ИППЭС КНЦ РАН входит 6 лабораторий, 3 из них могут предложить большой материал для увлеченных детей. Сотрудники лаборатории экологии микроорганизмов готовы познакомить школьников и детей дошкольного возраста с миром микробов: бактерий, микроскопических грибов, водорослей (рис. 1). На базе лаборатории создана коллекция аборигенных микроорганизмов почв Кольского п-ова, которая включена в зарегистрированную в Международном каталоге гербариев мира коллекцию лаборатории наземных экосистем ИППЭС КНЦ РАН. Учащиеся получают возможность ознакомиться со стандартными методами, используемыми при проведении микробиологических исследований (например, приготовлением прижизненных препаратов), поработать на микроскопе и т.д. Научные сотрудники освещают основные направления исследований, такие как оценка таксономического и функционального разнообразия почвенных бактерий, микромицетов; разработка микробиологических технологий в процессах ремедиации природных и техногенных сред от нефтяных и других загрязнителей; микробиологические процессы в системе добычи и переработки полезных ископаемых и хранении производственных отходов. Рис. 1. Дети на экскурсии в лаборатории экологии микроорганизмов ИППЭС КНЦ РАН Основные направления научной деятельности лаборатории наземных экосистем: • организация и развитие мониторинга лесных экосистем с учетом специфики лесов Севера; • разработка системы устойчивого управления лесами Мурманской области; • изучение биохимических циклов в лесных экосистемах в условиях изменяющихся природных и антропогенных факторов; 108 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz