Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 502:37(470.21) РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ СЕВЕРА КНЦ РАН В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Аннотация Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН совместно с Отделом образования г. Апатиты проводит работу по экологическому образованию детей дошкольного и школьного возраста и формированию у них биоцентрического мировоззрения. В рамках договора о сотрудничестве сотрудники Института проводят лекции для учителей и воспитателей, теоретические и практические занятия для школьников. Проводятся экскурсии по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научным коллективом лабораторий, материально­ техническим оснащением, объектами исследований. На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс эколого­ оздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. Молодые ученые Института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научно-исследовательских работ и их успешном представлении на конкурсах регионального и федерального уровней. Ключевые слова: экологическое образование, наблюдение за природой, научно-исследовательская работа. В настоящее время в нашей стране активно обсуждается тема экологического воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста. Актуальность ее растет с каждым годом в связи с ухудшающейся экологической обстановкой. Известно, что формирование мировоззрения человека: его отношения к себе, другим людям, окружающему миру происходит еще в раннем возрасте. Именно в это время, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, необходимо закладывать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру, частицей которого мы являемся. Наиболее эффективно это происходит, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и способны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним. В нашем городе существуют все предпосылки для наиболее полной реализации экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это связано с деятельностью Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН) как комплексного научного учреждения, осуществляющего фундаментальные исследования особенностей природной среды нашего региона и возможностей ее рационального использования. В настоящее время КНЦ РАН объединяет 9 научно-исследовательских институтов и обслуживающий их обширный комплекс вспомогательных подразделений и экспериментальных полигонов. Исследовательский персонал Центра представлен 654 научными сотрудниками, среди которых 3 академика, 80 профессоров и докторов наук, более 300 кандидатов наук. Это создает прекрасную информационную базу для развития детей всех возрастных категорий, а также заинтересованных родителей и педагогов. ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz