Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

УДК 338.262 (985) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ А.В. Полянский ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Аннотация Рассмотрена сущность понятия «стратегическое управление развитием потенциала промышленного предприятия», выяснен состав, содержательно раскрыты научные принципы построения и основные функции отмеченной системы управления. Ключевые слова: стратегическое управление, потенциал, промышленное предприятие. Современная парадигма менеджмента рассматривает промышленное предприятие как «открытую» систему, успех развития которой связывается с умением эффективно использовать свой стратегический экономический потенциал с целью создания добавленной стоимости из производимой продукции (работ, услуг). Представление о величине потенциала промышленного предприятия и отдельных его составляющих позволяет осуществить оценку степени и эффективности использования имеющихся ресурсов, резервов ее повышения, поставить задачу обеспечения целенаправленного воздействия на отдачу производственных ресурсов с учетом влияния не только внутренних, но и внешних факторов окружающей среды. Другими словами, речь идет об актуализации проблемы стратегического управления экономическим потенциалом промышленного предприятия. Стратегическое управление является относительно новой для теории и практики философией и методологией управления, поэтому существует множество мнений по поводу составляющих его базисных понятий: «управление», «стратегия». В общем случае управление принято рассматривать как субъективный процесс воздействия управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью достижения желаемых результатов, причем субъект управления развитием потенциала промышленного предприятия зачастую носит сложный характер, может включать в себя структуры государственного (федерального и регионального), муниципального и хозяйственного управления, дислоцирующихся не только на территории рассматриваемого предприятия, но и в границах России, за рубежом. Для выяснения сущности стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия рассмотрим вначале сущность понятия «стратегия». Как справедливо отмечается в работе [1]: «Довольно трудно дать однозначное определение понятию «стратегия», поскольку оно настолько многозначно, что даже при незначительном изменении угла зрения на него картина меняется весьма существенно». Действительно, хотя стратегия является предметом многочисленных исследований, многие авторы, пишущие о ней, избегают определений, либо дают их весьма расплывчато. Создается такое ощущение, что либо все знают, что такое стратегия, и нет смысла тратить время на определение общеизвестного понятия, либо же, напротив, единое понимание стратегии до сих пор не выработано. Можно выделить значительные различия в подходах к трактовке сущности стратегии. Один из наиболее авторитетных специалистов в области стратегического управления корпорациями И. Ансофф трактует «стратегию» как постановку целей и определение способов их достижения [2]. Такое определение представляется слишком общим, ибо в нем не конкретизировано, какие цели имеются в виду. В этом случае любую человеческую деятельность можно рассматривать как стратегию, ибо такая деятельность практически всегда целенаправленна. Понятие «стратегия», по мнению А. Чандлера, может быть сведено к определению долгосрочных целей и задач, направлений, на которых сосредоточены основные действия, и 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz