Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

с. 11]. Несбалансированность полномочий органов МСУ и располагаемых ресурсов, прежде всего финансовых, порождает высокую их зависимость от государственных органов власти. Жесткие бюджетные ограничения обусловливают тенденцию к направлению всех имеющихся ресурсов муниципалитетов на решения неотложных текущих задач, что, как правило, означает игнорирование вопросов развития. Указанные и другие общие для российских муниципалитетов неблагоприятные предпосылки использования стратегического планирования и управления на Севере России усугубляются рядом факторов, которые осложняют формирование и реализацию местной социально-экономической политики. Это тяжелые природно-климатические условия, отдаленность от экономических центров, неразвитость транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, что повышает стоимость жизни, текущие и капитальные затраты местных бюджетов, ограничивает возможности развития предпринимательства, обусловливает обострение демографических проблем [3, с. 21-23]. Однако, как показал анализ, несмотря на все имеющиеся трудности и ограничения, муниципалитеты Севера включились в освоение методов стратегического планирования социально-экономического развития своих территорий уже в начале 2000-х гг. Исследование практики стратегического планирования и управления в северных муниципалитетах основывалось на эмпирических данных - документах стратегического планирования и отчетах об итогах социально-экономического развития муниципалитетов, представленных на официальных Интернет-сайтах администраций городов и муниципальных районов. Выборку исследуемых муниципальных образований составили преимущественно малые города с численностью от 20 до 100 тыс. чел., расположенные на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Из общего числа обследованных городов (51) утвержденные документы стратегического планирования имеют 20, т.е. северные муниципалитеты по распространенности применения стратегического планирования не уступают среднероссийскому уровню. Большинство городов, имеющих документы стратегического планирования, приняли их в последние годы (2009-2012 гг.). Соответственно, для таких муниципалитетов существовала возможность анализа и оценки только содержания самих стратегий (стратегических планов)*. А по тем городам, где со времени принятия стратегий прошло несколько лет, была возможность оценить также некоторые результаты их реализации [4; 5, с. 146-151]. Одним из первых северных городов, начавших применять методы стратегического планирования, является г. Костомукша (Республика Карелия). В 2002 г. здесь был разработан и утвержден «Стратегический план социально-экономического развития города Костомукша до 2015 года», в подготовке которого, наряду с представителями власти, бизнеса, местного сообщества, участвовали ученые из Карельского научного центра РАН. В 2006 г. в Стратегический план г. Костомукши были внесены корректировки и принята его новая дополненная версия на период до 2020 г., поскольку целый ряд задач первого этапа его реализации был решен [6]. Одно из направлений, по которому органы местного самоуправления города действуют достаточно успешно, - это «приграничное и трансграничное сотрудничество». Использование приграничного положения как конкурентного преимущества позволило включиться в соответствующие программы Европейского Союза и получить дополнительное финансирование на реализацию проектов, способствующих развитию городского округа. Так, объем финансирования проектов, поддержанных в 2010 г., превысил 1 млн евро [7, с. 84-85]. Однако, наряду с определенными достижениями и успехами, не все направления стратегического плана развития г. Костомукши реализуются последовательно и эффективно. В целом, судя по имеющейся информации, представленной на официальном сайте администрации города, нет достаточных оснований характеризовать принятый стратегический план как основу полноценного стратегического управления. Во-первых, в регулярно публикуемых отчетах о * Оценивались такие необходимые элементы документа стратегического планирование, как стратегический анализ, система целей развития и целевых показателей, обоснование приоритетных направлений достижения поставленных целей, механизмы реализации, мониторинга и контроля стратегии. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz