Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

УДК 334.7 : 351.86 (985) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ОБОРОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В АРКТИЧЕСКИХ АКВАТОРИЯХ* B.C. Селин, С.Ю. Козьменко Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Переходные процессы негативно отразились как на хозяйственной деятельности, так и на оборонном комплексе в Российской Арктике. В статье рассматриваются возможности стабилизации и последующего развития перевозок в арктических акваториях и обеспечения силового присутствия России в этой стратегической зоне. Особое внимание уделено вопросам диверсификации оборонных объектов и их взаимодействия в экономической сфере. Ключевые слова: экономика, хозяйственная деятельность, Арктика, Северный морской путь, оборонные объекты, диверсификация, перевозки. Современная геоэкономическая и геополитическая ситуация в Мировой Арктике характеризуется отнюдь не благожелательным взаимодействием, а нарастанием противоречий в освоении ее ресурсов и морских коммуникаций. Президент Российской Федерации 18 сентября 2008 г. утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Одним из основных национальных интересов в Арктике признано использование Северного морского пути (СМП) в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Однако уже 12 января 2009 г. в США принята Арктическая национальная политика, где отмечено, что свобода открытого моря является основным национальным приоритетом. Северо­ Западный проход является проливом, используемым для международного судоходства; СМП включает проливы, используемые для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через оба этих пролива. То есть можно констатировать, что борьба за морские коммуникации и другие ресурсы Арктического шельфа еще впереди, и она будет продолжительной и напряженной. При этом не вызывает сомнений то, что это будет соперничество в первую очередь технологий, хозяйственных систем и способности защищать суверенитет силовыми методами. В Федеральном законе РФ от 28 июля 2012 г. № 1Э2-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» это положение даже усилено [1]: статья 14 «Плавание в акватории СМП» включена в закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», то есть вся акватория СМП уже этим шагом отнесена к внутренним водам. Безусловно, это вызовет ответные шаги арктических (и не только) государств, а свои приоритеты России придется защищать усилением присутствия в Арктике, важным шагом для которого является согласование взаимодействия экономических и оборонных интересов (и действий) в арктических акваториях. Мировой океан и его ресурсы играют постоянно возрастающую роль в экономической и политической жизни России. На шельфе российских морей, особенно северных, сосредоточены * Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» и гранта Минобрнауки № 2012-1.2.1-12-000-3002-007 «Формирование стратегических приоритетов развития Российской Арктики». 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz