Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №2.

учебная траектория отдельного агента выходит за границы большого конуса, то это означает его отчисление из числа студентов. В нижней части рисунка приводится взаимосвязь различных дисциплин учебного плана, который необходимо выполнить каждому агенту. Кроме того, на рисунке изображен так называемый принцип «зачетка работает на студента»: когда студент на младших курсах, получая отметки на экзаменах, составляет о себе репутацию среди профессорско- преподавательского состава, и на старших курсах преподаватели выставляют итоговые оценки, принимая во внимание текущую репутацию студента. Тем самым облегчается достижение целевого значения для студента на старших курсах. Графически это можно представить как конус малого объема, направленный в противоположную сторону по отношению к большому конусу. Выход учебной траектории за пределы малого конуса не означает его отчисление, а лишь показывает, что данный агент будет достигать целевого значения с приложением больших усилий к образовательному процессу. Стрелками разного оттенка показывается степень усилий, которые нужно приложить студенту, чтобы его учебная траектория поменяла свое положение по отношению к малому конусу. То есть выйти студенту за пределы малого конуса проще, чем туда вернуться вновь. Заключение Исследование процессов, протекающих внутри любого учебного заведения, а тем более всей образовательной системы региона, является чрезвычайно сложной задачей. Но текущая ситуация в стране заставляет заниматься проблемами организации деятельности системы высшего и среднепрофессионального образования, в частности, вопросами создания и эффективного функционирования системы менеджмента качества в каждом учебном заведении. Авторы данной статьи предлагают использовать имитационное моделирование в задачах менеджмента качества в рамках одного высшего учебного заведения. Предлагаемый подход позволяет путем многократной имитации формировать предпочтительные с точки зрения качества выпускаемых специалистов сценарии управления образовательной деятельностью учебного заведения. Имитационная модель дает возможность прогнозирования последствий изменения значений управляющих параметров относительно качества образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Системы управления качеством образования в вузах / В.П. Соловьев, А.И. Кочетов, Е.Ю. Тишина, Е.В. Плотникова. Режим доступа: www.misis.ru 2. Павловский Ю.Н. Имитационное моделирование: уч. пос. для вузов / Ю.Н. Павловский, Н.В. Белотелов, Ю.И. Бродский. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 237 с. 3. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы / Н.И. Булаев, В.Н. Козлов, А.А. Оводенко, А.И. Рудской. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 226 с. Сведения об авторах: Быстров Виталий Викторович - к.т.н., научный сотрудник; e-mail: bystrov@iimm.kolasc.net.ru Самойлов Юрий Олегович - аспирант, инженер-программист; e-mail: samoilov@arcticsu.ru 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz